Малообразованные молодые агроученые предпочитают интернет

В Азербайджане создается Центр аграрных исследований

В Казахстане наблюдается провал аграрного научного прогресса. Такую мысль выражают ученые со стажем. По их мнению, уровень знаний научно-производственного персонала с каждым годом падает – опытное старшее поколение постепенно уходит, а пребывающая молодежь подготовлена гораздо хуже. Кроме того, низкая зарплата, отсутствие социальных льгот отталкивает продвинутую часть выпускников, и в науку приходят по остаточному принципу – безынициативные, малообразованные и без практических навыков. Молодые люди аналитике, творчеству и эксперименту предпочитают интернет, передает «КазахЗерно.kz».

По информации ученого Бахытбека Амирова, о доле финансовых затрат на аграрную науку в ВВП сельского хозяйства можно судить по общей доле науки в ВВП страны в целом. Для примера он взял цифры 2018 года, однако отметил, что ситуация с тех пор не изменилась.

«Доля затрат в ВВП на научное развитие в Казахстане в 2018 г. составила 0,12%, что находится в одном ряду с соседними странами в Центральной Азии: Таджикистан — 0,10%, Киргизская Республика – 0,11%, Узбекистан – 0,13%, и заметно отстает от стран южного Кавказа: Азербайджан – 0,18, Армения – 0,19%, Грузия 0,30%. По сравнению со странами СНГ европейской части Казахстан уступает Молдове в 2 раза, Украине в 4 раза, Республике Беларусь в 5 раз, России в 8 раз. А от таких технологических лидеров, как Нидерланды, Китай, США, Германия, Япония, Южная Корея и Израиль отстаем в 18-41 раз! От среднемирового уровня Казахстан отстает в 19 раз!» — отметил Амиров.

В последние годы мы пытались себя успокаивать тем, что деньги, потраченные на коммерциализацию науки и трансферт готовых передовых зарубежных технологий и оборудования – это средства, потраченные на развитие отечественной науки, благодаря чему наша заветная цифра увеличилась с 0,10-0,15% до 0,30-0,35%.

«В текущий момент развития, когда экономика страны все еще буксует и находится в большей зависимости от добычи и продажи энергоносителей, от продажи минералов-металлов, нельзя ориентироваться в выборе механизма финансирования на сложившуюся многолетнюю практику и опыт становления научно-производственных отношении в развитых странах, где устойчивое развитие и финансовая состоятельность позволяет им самостоятельно получать платные научные услуги от научных центров и университетов. В нашем случае все крупные предприятия АПК страны все еще в своем развитии почти полностью зависят от государственной поддержки, в таком случае и заказы на выполнение НИР также должны идти от государства на основе стратегических государственных планов развития.

Поэтому пока не только частный бизнес, но и агроформирования АПК с контрольным пакетом государства не в состоянии участвовать в финансировании научных исследований. В то же время в определении приоритетов и тематик исследований все субъекты АПК РК должны активно участвовать», — сказал ученый.

Новость на Казах-зерно:

У нас сложилось так, что агроформирования заняты не заботой о повышении рентабельности, доходности и получении конкурентных преимуществ от внедрения отечественных разработок, а внедрением готовых иностранных разработок – технологий, сортов, пород. Этому способствует также тот факт, что субсидии раздаются за препараты, породы животных, саженцы и семена, не разделяя на отечественную и иностранную.

С целью обеспечения прямого доступа субъектов АПК к передовым научным достижениям и знаниям, а также ускоренного внедрения научных разработок в сельскохозяйственное производство, в стране неплохо финансируют проекты по созданию системы распространения знаний уже более 10 лет.

Но, по мнению ученых, по этой системе осуществляется не реализация и внедрение отечественного опыта и разработок, а передовая технология иностранного происхождения – перспективные иностранные породы КРС, капельная система орошения, цифровые и космические технологии, пестициды, удобрения. Отсюда и недоверие не только к отечественным разработкам, но и к самой отечественной науке и ее продукции.

«Для снабжения, демонстрации и распространения передового отечественного опыта и разработок в первую очередь следовало бы формировать реальный пул отечественных разработок – технологии, сортов, пород, но прежде нужно провести жесткую их инвентаризацию, чтобы раз и навсегда решить вопрос о их состоятельности и перспективности для отечественного производства. Только потом можно было бы расширять деятельность ЦРЗ для отечественных научных разработок. А для демонстрации и распространения иностранного продукта нецелесообразно тратить весомые бюджетные средства – это бизнес иностранного капитала, поэтому затраты на пропаганду и рекламу должны нести сами иностранные компании», — уверен Амиров.

Для формирования достойного конкурентоспособного пула отечественных научных разработок сначала нужно поднять исследовательский уровень учреждений-разработчиков – кадровый, лабораторно-методологический и базовый-инфраструктурный.

«Если мы позиционируем себя в перспективе в один ряд с технологическими лидерами – странами Европы, Азии и Америки, то и уровень проводимых исследований, да и получаемые результаты также должны быть на уровне с ними, чего невозможно без достойного и должного финансирования», — считает Бахытбек Амиров.

Между тем, по его словам, уровень кадрового потенциала в нашей стране оставляет желать лучшего — существующая система подготовки научных кадров, процедура построения научной карьеры, система оплаты труда научных сотрудников – все это должно быть перестроено радикально. Нужно вернуться к процедуре выборности научных должностей, у молодежи и специалистов нет мотивации идти в науку, отсюда и катастрофическое падение престижа профессии научного работника.

В последние годы мы часто стали доверять судьбу науки тем, кто не имеет к науке ничего общего, но хорошо владеет административными методами, тем, кто получил ученую степень, не выходя из комфортных офисов. Мы стали повсеместно привлекать в руководство наукой молодых людей, мотивируя тем, что нам нужно внедрять новые технологические процессы, в то же время оставляя за бортом ученых с большой практикой и опытом научных экспериментов, которые как раз и необходимы сегодня, чтобы «разрулить» реальную ситуацию в соответствии с потребностями и перспективами развития науки.

«Конечно, привлекать молодёжь в науку нужно, я за продвинутое пользование IT технологиями – но в пропаганде, распространении и демонстрации научных достижений. Другая сторона провала научного прогресса такова — профессиональные навыки и уровень знания научно-производственного персонала с каждым годом падает, опытное старшее поколения постепенно уходит, а пребывающее молодое поколение оказывается хуже подготовленным. А с другой стороны, плохая мотивация в самой науке – низкая зарплата, отсутствие преференций или социальных льгот отталкивает продвинутую часть выпускников (которых в реальности мизерное количество), и в науку приходят по остаточному принципу – безынициативные, малообразованные и без практических навыков. Приходящая молодежь вместо реального аналитического обзора и творческого и экспериментального поиска в области науки, в которую они приходят, предпочитают податься в интернет в поисках готовых диссертаций, курсовых, статей, отчетов, контрольных. Отсюда и пошло слепое копирование или искаженные переводы иностранных авторов (одним словом плагиатство), и как следствие, имеем малоподготовленных и малокомпетентных магистров и докторов наук», — заметил Амиров.

Кроме того, у нас все еще нет эффективного взаимодействия высшего образования, в подготовке академических степеней магистра и доктора наук с научными учреждениями – научные темы магистрантов и докторантов зачастую формируются без учета тематических программ НИУ и к руководству мало привлекаются практикующие ученые отраслевых институтов. Диссертационные работы выполняются не на должном методологическом уровне, а получаемые результаты плохо согласовываются с реальной ситуацией в производстве и не учитывают мировую научную тенденцию.

«Мы должны проводить политику финансирования только тех проектов, которые действительно необходимы для развития нашей промышленности и АПК и будут реализованы. В последние годы под прикрытием диверсификации наблюдалась тенденция выделения средств в некоторых областях науки на бесполезные проекты, якобы новые темы, которые раньше не рассматривались в Казахстане. В нынешних ситуациях целесообразно приостановить финансирование грантовых проектов, поскольку горький опыт последних конкурсов показывает, что все еще нет прозрачности в определении приоритетов. По прошлым грантовым проектам было видно, что большинство работ были профинансированы без особой надобности — было много мошеннических трюков по выполнению работ, некоторые грантовые работы буквально дублировали параллельно работы, выполняемые по целевым программам – таким образом, некоторым исполнителям удалось убивать двух зайцев одним выстрелом, да и работы не представляли ни практической, ни теоретической ценности. Нельзя допускать растранжиривания госсредств — нужно тщательно проработать прозрачные механизмы предоставления финансовых средств. Проекты должны работать по целевым заказам отраслей, которые отвечают за развитие и прогресс не только в производстве, но и в науке», — отметил ученый.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Шолпан

    Здравствуйте, тема очень интересна , давайте обсуждать и продвигать . Меня зовут Шолпан , занимаюсь сельским хозяйством с 1980 года , закончила КазСХИ , экономический , у нас крупное ТОО в Акмолинской области , рядом с г.Кокшетау , если смогу быть полезной , буду очень рада. Спасибо , желаю Вам успешных дел.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля