Представители Минсельхоза не знают, что такое аграрная наука. В этом уверены специалисты в научных кругах. Ученые один за другим критикуют политику Минсельхоза в аграрной науке. По их словам, руководители департаментов МСХ похожи на спецназ, заброшенный в тыл врага. Весь мир аграрной науки потешается над нашим Министерством сельского хозяйства, заявляют специалисты. Между тем, коррупция в аграрной науке процветает, уверены ученые.
Дастанбек Баймуканов, работавший главным научным сотрудником в НИИ животноводства и кормопроизводства, считает, что Программа целевого финансирования (ПЦФ), представленная Минсельхозом – абсурдна и должна быть отменена, передает «КазахЗерно.kz».
«По-хорошему, абсурдный ПЦФ МСХ РК с дополнениями должен быть отменен. Поставленные задачи не согласуются с ожидаемыми результатами по всем блокам — животноводство-растениеводство-земледелие и даже по ветеринарии и фитосанитарии. Есть задачи, которые были успешно реализованы в 2018-2020 годах, и вновь реинкарнировались. Где видано, чтобы получали зернобобовые культуры, осушали болота в аридной зоне Казахстана? Кто этот мудрый менеджер, подготовивший такую ересь?
Весь мир аграрной науки потешается над МСХ РК. Слишком много выпускников престижных программ становятся руководителями департаментов МСХ, не зная, как и что работает, не говоря об аграрной науке. Эти руководители новой формации хороши в презентациях PowerPoint, хорошо умеют выступать, но они не знают, что такое аграная наука. Они словно спецназ, запрошенный в тыл врага», — считает ученый.
Что касается осушения болот в аридной зоне страны, вот мнение ученого-почвоведа, доктора наук, профессора Фариды Козыбаевой из Института почвоведения им. Успанова: «…даже в аридной зоне Казахстана нашли приоритетное направление «заболоченные пахотные земли в северных регионах и разработать рекомендации по их осушению».
По ее словам, это посмешище почвоведам соседних стран — России, Белоруссии, где на самом деле проблема с болотными почвами и их осушением.
«Заболоченные почвы имеются, но они имеют локальный характет по всем областям, кроме Мангистауской. Почвоведы их относят к пастбищно-сенокосным угодиям, они в основном приурочены к поймам рек. И я считаю, что эта задача неактуальна для аридной казахстанской территории. В сводном отчете «О состоянии и использовании земель РК» за 2019 год, в отчете указано, что использование заболоченных земель в составе пашни нецелесообразно, т. к. они требуют сложных мелиоративных мероприятий по осушению.
Во втором, исправленном, варианте в КД (конкурсная документация – «КазахЗерно») по ПЦФ есть задачи по заболоченным землям. Их мало. По данным МСХ, в Сводном аналитичесском отчете за 2019 год на стр. 102 говорится, что использование их в составе пашни нецелесообразно, так как они требуют сложных мелиоративных мероприятий по осушению. В прошлом веке почвоведы изучали эти почвы как пойменные и относили их к сенокосно-пастбищным угодиям. А теперь их выставили, как приоритетное направление, т. е. противоречие. Для нашей аридной зоны Казахстана это просто большая ошибка», — отметила Фарида Козыбаева.
По мнению ученого Баян Алимгазиновой, это большая, грубая ошибка и некомпетентность, безграмотность менеджеров МСХ. Или вновь неэффективное использование бюджетных средств.
«Я ознакомилась с изменениями в Техспецификации в конкурсной документации ПЦФ МСХ РК на 2021-2023 годы. Много чего достойно внимания в плане неактуальности тем и будущего разбазаривания и так ограниченных бюджетных средств аграрной науки. Готовлю анализ. А часть тем по переработке тоже смешна. Причем, когда я говорила работникам МСХ о ненужности конкретных тем, необходимости внесения действительно актуальных, мне ответили, что не можем вносить новые или исключать старые темы. Что тогда нужно будет опять объявлять конкурс, а это значит, что продлятся сроки конкурса, мол, будут «косметические причесывания» техспецификации. И еще указывалась причина внесения изменений в КД -необходимость разбить будущие большие программы на несколько, для рациональной подготовки программ и затем эффективного управления ими.
По вышеназванной теме полагаю, что это интерес земляков чиновника высокого уровня МСХ РК из Северного Казахстана. Догадайтесь с первого раза. В первой техспецификации этой темы не было, потом она вдруг внесена. Вот она, коррупция в науке! Мало того, что за полгода не смогли вовремя организовать конкурсные процедуры, так еще непрофессионализм в выборе приоритетов и тем для финансирования. Или заинтересованность. Тогда это коррупция. Надеюсь, что в рамках ПЦФ не будет уже выделяться по 1 млрд тенге ежегодно агроолигархам на их «хотелки», — отметила Баян Алимгазинова.
Ахылбек Куришбаев разделил возмущение профессора Козыбаевой: «при дефиците бюджета аграрной науки и наличии массы проблем при нашем аридном климате, начинаем изучать болота… Надеюсь, руководство НАНОЦ разберется».
«Приоритеты для финансирования готовит МСХ РК — ведомство проводит конкурс. Если НАНОЦ — то это коррупция, поскольку его НИИ — основные потенциальные поставщики научных услуг», — отметила Алимгазинова.
«Думаю, я знаю, как это все делается», — был ответ Куришбаева…
Настоящее болото, которое надо судить это кажется само министерство, вместо со своими структурными подразделениями типа НАНОЦ. Кстати, этот центр со дня своего основания так и толком не работала.
работа наноц — это посредничество между наукой и бюджетом, поэтому они работают) все так в Казахстане работают — казагро, казмунайгаз, казактелеком и прочие
На 100% согласен Вами. Неоднократно обращался Минсельхоз, вплоть до Президента Страны, однако «А воз и ныне там»…
№19751
просим Вас принять меры в отношении бездействующих чиновников. Надеемся, что в скором времени будем участвовать в конкурсе ПЦФ МСХ РК на 2021-2023гг., с целью создания опытно-промышленных образцов «прорывных» изобретений и их последующего масштабирования.
Конечно знает Куришбаев как это все делается
вы еще забыли про наноц сказать. они же занимаются всем кроме распространением знаний среди агробизнеса. были года два назад в их нахваленных црз, на семинарах нас — аграриев человек 5, остальные 20 это работники усх и ветеринары. наноц не может продавать труды ученых, не может связать нас с учеными, вот в чем большая проблема. сколько денег они осваивают на эти дела.