Дело по душе

Дело по душе

Жителя села Алимтау Сарыагашского района К. Мыктыбаева знают овцеводы не только всего Казахстана, но и многих стран ближнего зарубежья. Его бараны побеждают на международных выставках, а ученые с удовольствием помогают вывести новую породу овец, сообщает «КазахЗерно.kz».

Заниматься овцеводством Куаныш Нуртазаевич начал 15 лет назад, но даже подумать тогда не мог, что настолько увлечется этим делом, что, как говорится, уйдет в него с головой.

«Я вырос в сельском округе, с ранних лет сам пас овец. Но не думал, что свяжу свою жизнь с сельским хозяйством, — рассказывает предприниматель. — Наверное, никто в детстве не мечтает быть чабаном. Нас в семье четыре брата и связывать свою судьбу с сельским хозяйством никто из нас не планировал. Повзрослев, мои браться выбрали для себя другие сферы. Я тоже не думал, что буду заниматься развитием животноводства, но судьба распорядилась иначе. Начиналось все как хобби. Никто, включая меня самого, даже не думал, что буду от этого получать доход. Теперь же это стало моим делом. Делом, которое по душе. Мне нравится смотреть, как мое хозяйство развивается, как растут овцы, какой дают приплод. С каждым годом я лучше понимаю специфику этой отрасли. Анализирую, что делаю правильно, а чему еще нужно учиться. Началось все с того, что я прикупил у родственников 15 овец, ведь какой двор у сельчанина без хотя бы маленькой собственной отары? Барашки стали неплохо плодиться, но мне все казалось, что это не то, что мне нужно. Хотелось, чтобы они были крупнее, продуктивнее. Чтобы выяснить какие бараны самые крупные, решил заглянуть в Интернет. Набрал в поисковике строчку: «самые крупные бараны» и выяснил, что есть такая – гиссарская порода, которую разводят в Узбекистане, мол, овцы этой породы считаются самыми крупными в мире. Это меня очень заинтересовало, и я поехал в Узбекистан, в Сухандарью, чтобы купить там таких овец. Увидев своими глазами этих красавцев, я настолько был впечатлен, что закупив несколько баранов и ярочек, сам решил заняться селекцией. Вообще, овцы этой породы подразделяются на три вида: сального направления, курдючно-сального и мясного направлений. Я выбрал для себя овец мясного и курдючно-сального направления и начал с ними работать. Сейчас мое маточное поголовье составляет три тысячи голов. Каждый год я оставляю себе ярочек, а кошкарчиков продаю на племя. У меня их разбирают покупатели из Казахстана, Кыргызстана и всех регионов России. В этом году 250 голов заказали животноводы из Узбекистана».

Дело по душе

Сегодня крестьянское хозяйство «Куаныш» — одно из ведущих племенных овцеводческих хозяйств Туркестанской области. А сам Куаныш Нуртазаевич не раз отмечен государственными наградами, в числе которых полученный в прошлом году орден за развитие овцеводства. Ежегодно животновод продает около тысячи племенных баранов. Остальных отбраковывает и отправляет на мясо. В хозяйстве все отлажено до тонкостей: проводится необходимое ветеринарное обслуживание, искусственное осеменение, ведется серьезная селекционная работа.

«Специалистов нанимаем, но в основном, учимся все делать сами, — рассказывает животновод. – Перенимаем опыт у местных чабанов, имеющих большой опыт, читаем специальную литературу, консультируемся с учеными. Большую помощь во всех делах мне оказывает мой управляющий – Бекбол Арипбаев, который всегда стремится привнести в нашу работу самый передовой опыт и душой болеет за каждого барашка. Так, вакцину от бруцеллеза мы, например, закупаем испанскую. От других болезней – что-то также закупаем, что-то бесплатно получаем от государства. Сами занимаемся и искусственным осеменением. В этом нам помогают специалисты, которые много лет работали в ветлабораториях и ветотделах. Мы не просто выращиваем овец, но и стараемся улучшить породу и у нас, с помощью областных ученых это неплохо получается. Сегодня наши овцы уже превышают своих прародителей по весу, высоте, ширине, так что осенью этого года планируем зарегистрировать новую породу, выведенную нами на основе гиссарской. Назвать ее хотим   – гисар. кз. Вообще, чтобы достичь лучших результатов в овцеводстве, необходимо иметь очень хороших баранов-производителей. То есть, сначала нужно хорошо вложиться в дорогих кошкаров, а потом уже ждать от этого результатов. Именно так мы и поступили, поэтому теперь нас наше поголовье не разочаровывает. Вот уже два года мы организовываем выставку, на которую приезжают овцеводы из Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана и других стран. Пока первые места на этой выставке, и по экстерьеру и по весу берут только наши бараны, чем мы конечно, очень гордимся. А в ближайшие три-четыре года хотим довести количество овцематок до десяти тысяч голов. Проблема только с реализацией шерсти. Желающих купить ее в нашей стране нет, а везти в другие страны не выгодно. Вот и приходится сжигать или закапывать в степи. Надеюсь, придет время и ей в нашей стране найдется достойное применение. Ведь из овечьей шерсти столько всего можно делать. Обидно, что пока она остается невостребованной».

Нельзя сказать, что хозяйству не приходится сталкиваться ни с какими трудностями. Например, в этом году были большие проблемы с подножным кормом. Дождей выпало мало и травостой оказался на редкость скудным. Не дает сэкономить на кормах и недостаточность пастбищных земель. Поэтому большую часть земель в хозяйстве отдано под выращивание кормовых культур.

«В этом году, например, мы засадили кормовыми культурами 2,5 тысячи гектаров, — рассказывает К. Мыктыбаев. — С каждого гектара получили в среднем по 20 центнеров зерна. Это, я считаю, неплохой урожай. После уборки зерна овец пасли на этой стерне. Помимо пшеницы и сена кормим баранов дробленым ячменем, шротами, жмыхом. К слову, в этом году мы впервые получили государственные субсидии. Раньше даже документы сдавать не пробовали, потому, что много раз слышали, что получить государственную помощь животноводам очень сложно. Теперь убедились в этом лично. Как оказалось, чтобы подать электронную заявку нужно ждать «окошко», которое выходит только на десять минут. Успел нажать на кнопку – зарегистрировался. Не успел – опоздал. Раньше было так: сдаешь заявку, ее регистрируют и ты ждешь. Даже если в бюджете на тот момент денег нет, то заявка остается действительной на следующий год. Теперь все иначе. Мы хотим подать заявку, нам отвечают: «ждите министерство сельского хозяйства должно окошко открыть». Дождались, зарегистрировало заявку. Опять звоним, нам говорят: «денег не осталось, будем брать из резерва, ждите». А когда мы начали настаивать, то уже на следующий день из сельхозуправления пришли проверяющие. В общем, были большие проблемы, но мы все-таки сумели добиться своего и так как у нашего хозяйства племенной статус, то получили государственные субсидии по четыре тысячи на каждую голову. Но, думаю, было бы правильнее, если бы приняв заявку, ответственные специалисты приезжали в хозяйство и считали общий объем субсидирования, который бы потом хозяйство получало. А у нас сейчас получается, что липовые фермерские хозяйства создают, берут липовые серьги и потом говорят: «ой, оказывается не туда деньги отдали». Уверен, что все это из-за отсутствия прозрачности. Поэтому нужна какая-то другая схема субсидирования, чтобы государственная поддержка была доступна всем тем фермерам, кто реально занимается развитием животноводства. Вот, еще такой пример: в этом году с сеном у нас была большая проблема, при этом, оказывается, есть субсидии на определенные травы – по четыре-пять тысяч тенге на голову, но мы об этом даже не знали. То есть фермеры наши, получается даже не в курсе, что есть субсидии на корма и на технику. А это значит разьяснительная работа в этом направлении ведется недостаточно. Да, говорят на определенных сайтах эту информацию можно найти, но многие чабаны об этом не знают. Да и Интернетом пользоваться могут далеко не все сельчане. Вот и получается, что с каждым годом государство все больше уделяет внимания сельскому хозяйству, вот только далеко не все фермерские хозяйства в курсе этой помощи, а значит, не могут ею в полной мере воспользоваться». 

Дело по душе

Помимо овцеводства, КХ «Куаныш» вот уже девять лет занимается и тепличным хозяйством. В закрытом грунте на площади в четыре гектара выращиваются огурцы и помидоры.

«Урожай получаем два раза в год, — говорит глава крестьянского хозяйства. — Например, в прошлом году весной с каждого гектара получили по 80-100 тонн овощей, примерно также и осенью. А теперь вот думаю – почему бы не попробовать выращивать лимоны? А еще есть желание поставить на десять гектаров промышленную теплицу. Интересно же посмотреть, как она работают, выгодно ли это? Всегда нужно двигаться вперед. Пробовать что-то новое, осваивать разные направления. Только так можно добиться развития и успеха, особенно в сельском хозяйстве».

Искать новые направления, разбираться в них до мелочей и снова двигаться вперед – кредо Куаныша Нуртазаевича. Именно по этой причине, сажая десять лет назад сад, он решил отдать предпочтение не традиционным яблоневым плантациям, а черешне. И не ошибся. Дело оказалось настолько выгодным, что пару лет назад черешневый сад решено было расширить и сегодня он уже занимает в хозяйстве 50 гектаров. За что еще возьмется фермер? На этот вопрос он пока и сам не знает ответа. Но уверен – что бы это ни было, выбранное направление обязательно будет удачным.

Ирина Притула
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Қуанышқа

    Әрдайым ісің осылай алға баса берсін. Тілектеспіз!

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля