Провальные обещания Асылжана Мамытбекова

Как Мамытбеков сделал говядину предметом роскоши в Казахстане

Похоже, правительство Казахстана нашло способ и мясо съесть, и на кол не сесть. Речь идет о моратории на экспорт скота, который был введен ровно год назад, в январе 2020 года. Срок действия его закончился в октябре 2020, сообщает «КазахЗерно.kz». Однако, несмотря на прозвучавшие ранее заявления о том, что запрет будет продлен еще на полгода, по факту обещания оказались не исполненными.

Трусость чиновников

Как раз в канун Нового года (когда всем было не до этого) внезапно «всплыла» информация о том, что правительство берет две недели на то, чтобы «еще раз», изучить все возможные варианты действия.

Еще раз? Сколько можно!?

А тем временем инсайдеры говорят о том, что за два последних месяца 2020 года, ноябрь и декабрь, из Казахстана в Узбекистан «ушли» 20 тыс. голов КРС и 20 тыс. голов МРС! Откормленный скот, который щедро субсидировался Минсельхозом РК, пошел на мясо в соседней стране, а не в нашей. И все – из-за трусости чиновников.

Напомним суть проблемы: в 2011 году в Казахстане был начат так называемый мясной проект. Он предполагал создание к 2020 году полноценной вертикально интегрированной мясной индустрии в стране, от ЛПХ и мелких ферм, выращивающих молодняк, до откормочных площадок и мясокомбинатов, производящих мясо премиум-качества. Инициатор проекта, Асылжан Мамытбеков (в 2011 – 2016 работавший министром сельского хозяйства РК) обещал, что по итогам 2016 года страна не только обеспечит себя недорогой говядиной, но и отправить на экспорт 60 тыс. тонн мяса. По итогам 2020 года предполагалось выйти уже на экспорт 180 тыс. тонн говядины.

Провальные обещания Асылжана Мамытбекова

Запоздалый «рекорд»

Что получилось в итоге? В 2019 году Асылжан Мамытбеков внезапно вынырнул из небытия и сообщил потрясенной этой наглостью общественности, что план 2016 года выполнен. Хоть и с опозданием на 3 года и через одно место. А именно – за границу ушло 156 тыс. голов живого скота, унеся с собой шкуры, внутренности, копыта и все прочее, что могло бы перерабатываться в стране, создавая добавленную стоимость, если бы в бытность министром кое-кто думал не только об импорте скота из-за океана, но о создании полноценной отрасли – с кормопроизводством, пастбищами, водопоями,  реальным откормом (а не липовым, ради субсидии), и строительстве современных мясокомбинатов.

Короче говоря, никто не оценил запоздалых «рекордов» Мамытбеова, а его формат исполнения плана, по сути, признали ограблением кое-как нарождающейся мясной отрасли, выгоду от которого получает считанное число крупных предприятий.

Введение моратория на экспорт скота и стало ответом на вывоз живого поголовья (немала часто которого, к тому же, оказалась маточным).

Не случись моратория, нет сомнений, что Асылжан Мамытбеков в нынешнем году попытался бы «выполнить» и план 2020 года, выгнав живьем за границу уже на 150, а 450 тыс. голов скота. Что в пересчете на мясо и дало бы заветные цифры в 18- тыс. тонн.

Мясные олигархи еще туже набили бы свою мошну, а для народа следствием этого «рекорда» стало бы повышение цен на внутреннем рынке до космических уровней.

В чем причина? А в том, что за 10 лет реализации мясного проекта Казахстан так и не смог выйти на самообеспеченность мясом (в том числе говядиной).

Провальные обещания Асылжана Мамытбекова

Говядина в дефиците

В целом, в 2020 году соотношение по мясу такое – ввозит Казахстан его в 10 раз больше, чем вывозим – импортировано примерно 240 тыс. тонн, тогда как экспортировано 24 тыс. тонн.

Именно по говядине дефицит составляет примерно 10 тыс. тонн.

Об этом говорят недавно опубликованные данные Бюро национальной статистики об импорте-экспорте мяса и мясопродуктов за 11 месяцев 2020 года. Итоговых цифр по году еще нет, но общая картина и так понятна. Всего Казахстан отгрузил за границу говядины всех видов (свежая, охлажденная, замороженная) 8,7 тыс. тонн. То есть, по итогам года цифра будет не больше 10 тыс. тонн (а не 180 тыс. тонн, как обещал Асылжан Мамытбеков).

Но и это еще не полная картина провала. Подчеркивает его тот факт, что за 11 месяцев 2020 года Казахстан ввез 22 тыс. тонн говядины. То есть, импорт в два раза превышает экспорт – наша страна не просто не сумела стать крупным поставщиком говядины на международные рынки, но и себя обеспечить не смогла. На что потрачены сотни миллиардов тенге (и продолжают тратиться) – большой вопрос для аудиторов и правоохранительных органов.

Следствием этого стал тот факт, что говядина для большинства казахстанцев превратилась в предмет роскоши, на регулярной основе доступные лишь небольшому числу жителей страны.

И кстати, это ответ на жалобы многих «мясников» о том, что говядина плохо продается: вы же СМИ виноваты в этом, задрав цены до небес! Хотите жить по рыночным законам? Снижайте цену, чтобы увеличить продажи. Но видимо, понимание рынка у наших мясных олигархов однобокое – его законы их интересуют только в тот момент, когда они работают на их карман.

Провальные обещания Асылжана Мамытбекова

Назад, в будущее

Кстати, сейчас смешно (и в то же время, полезно) вспомнить, что именно обещал стране Асылжан Мамытбеков. А обещал он не просто так, и не бесплатно – а ради получения государственного финансирования под свой «прожект». Ведь только на первоначальном этапе эта программа требовала вливаний из бюджета на 500 млрд тенге! Это наши с вами деньги, дорогие казахстанцы, которые в итоге пошли на финансирование личного бизнеса кучки приближенных.

Так вот, читаем заметку в издании «Капитал» от 6 декабря 2013 года «Мамытбеков обещает удешевление мяса»:

«Когда мы сформируем стройную технологическую цепочку, когда генетика в товарных хозяйствах будет нормальной, и будут бычки содержаться на пастбищах, то себестоимость без господдержки 1 кг говядины, по нашим расчетам, не будет превышать 500 тенге. И качество будет отменное! Без всяких гормонов роста, без всяких кормов с ГМО-добавками мы получим качественное, органически чистое мраморное мясо, которое можем спокойно продавать на экспорт и внутри рынка», — обещал семь лет назад Асылжан Мамытбеков.

То есть, как раз сегодня, когда срок проекта окончен (2011-2020) мы должны прийти в магазин и увидеть тем «дешевую, органически чистую мраморную говядину» по цене не более 500 тенге/кг (+ торговая наценка).

Что мы видим в реальности? Говядина в магазинах (причем, не мраморная, и не органическая, а самая заурядная) стоит в 6 раз дороже, по 3 000 тенге за килограмм.

Новость на Казах-зерно:

Задний ход экс-министра

Но озвученные «прогнозы» Асылжана Мамытбекова интересны не только этими странными цифрами (выдающими либо его неспособностью к прогнозированию, либо склонность целенаправленной ложи).

Интересен другой факт: на момент этого высказывания, себестоимость говядины в стране составляла 750 тенге/кг. То есть, министр сельского хозяйства обещал снижение цен на 50%! Эта позиция кардинально расходится с нынешним подходом, когда экс-министр и его челядь раз за разом транслируют в информационное пространство свою позицию: говядина — это премиум-продукт «не для всех», и стоит она должна дорого.

Чем объясняется такая резкая смена мировоззрения Асылжана Мамытбекова?  Да, видимо, тем, что из кресла министра (госслужба) он пересел в кресло председателя правления Мясного союза Казахстана (бизнес).

И если в первой должности он говорил все, чтобы оправдать выделение сотен миллиардов тенге из бюджета на поддержку частного бизнеса (как позже выяснилось – без малейшей пользы для страны и населения), то в нынешней должности он говорит все, чтобы помочь мясным олигархам максимизировать прибыль.

И именно этим они объясняют необходимость открытия экспорта живого скота – это позволит получать им наибольшую прибыль. А тот ущерб, которые эти действия несут стране и населению, похоже, никого не волнует.

Окорочка для народа

Кстати, о пользе стране и населению: напомним, целевым индикатором был экспорт из страны в 2020 году 180 тыс. тонн говядины. При этом, всегда подразумевалось, что страна к этому моменты выйдет и на самообеспеченность. Этот факт принимался всеми по умолчанию, и под него и шли 500 млрд тенге.

Однако, уже потеряв кресло министра, Асылжан Мамытбеков вдруг «включил заднюю» и при каждом удобном случае повторяет: мол, нет, о самообеспеченности речь не идет. Народ он предлагает кормить дешевым импортным мясом (подразумеваются малосъедобные американские окорочка, которые в США никто не ест, и они там находятся на уровне отходов производства). А ту самую говядину премиум-качества, без ГМО с себестоимостью 500 тенге, Асылжан Мамытбеков считает необходимым продавать на экспорт.

На искренне удивление всех здравомыслящих людей (почему на экспорт, к чему тогда потрачены 500 млрд из бюджета?!) мясные олигархи делают лицо «кирпичом» и вещают: «У нас бизнес, и мы должны стремиться к максимально прибыли! А она получается при экспорте живого скота в Китай!»

И вот на эту, извините, херню, ведется наше правительство, что-то там рассматривая в вопросах продления моратория экспорта живого скота. Мораторий должен быть продлен! Более того, если правительство думает о здоровье нации, оно должно ввести ограничения на ввоз в страну тех самых американских окорочков. А качественное мясо, выращенное за счет бюджетных средств нашими мясными олигархами, должно продаваться в стране. И не по тем ценам, которые они диктуют рынку, исходя их свих «хотелок», а по тем, которые нам всем обещал Мамытбеков – по 500 тенге за килограмм.

Субсидии в никуда

Однако, чего в итоге нам ждать от правительства, пока не ясно. Ведь победы на выборах и обновления кабинета чиновники, как обычно, забывают о народе (до следующих выборов) и начинают угождать влиятельным людям, в число которых входят и мясные олигархи.

При этом, в одном лишь 2020 году, например, тот самый народ, который предлагается кормить дешевыми окорочками, из своего кармана (то есть, из бюджета страны) профинансировал личный бизнес мясных олигархов на 120 млрд тенге (!) только по одному направлению – «субсидирование развития племенного животноводства, повышение продуктивности и качества».

Другими словами, каждый взрослый казахстанец отстегнул «мясникам» по $1000 на то, чтобы они развивали свой бизнес. И в итоге, что получает страна и население? Ничего! А вернее, получаем мы рост цен на мясо, которое в течение минувшего года подорожало как минимум на 50%, и стоит теперь не обещанные Мамытбековым 500 тенге, а все 3 000.

Кстати, даже по этой цене, каждый казахстанец мог бы купить себе за год 140 кг говядины, если бы бюджет отдавал эти субсидии не мясным олигархам, а оказывал прямую финансовую помощь населению. Почему бы нет? Сторонники отмены моратория на экспорт скота говорят о мировом рынке и примерах открытости передовых стран (при этом, забывают об уровне жизни населения у нас и на западе).

Так вот, в США с началом пандемии власти регулярно оказывают прямую помощь гражданам, на очереди очередные выплаты от Джо Байдена – они измеряются тысячами долларов в месяц. А что у нас? Несчастные $100 за период пандемии, и то не все получили. Хотите сказать, нет денег? Отберите субсидии у богатых мясников и отдайте бедным казахстанцам.

Тем более что субсидии, как однозначно показала история мясного проекта, не приносят никакой пользы экономике страны и никак не стимулируют развитие АПК. Вывод напрашивается только один: пока не будут отменены все субсидии, здорового развития отрасль не получит. В нее так и будут стремиться проходимцы всех мастей, заинтересованные лишь в «заработке» на получении господдержки. Если же этого соблазна не будет, АПК наконец-то очиститься от шлака, и начнет развиваться в верном направлении – производстве с прицелом на внутренний рынок, со стремлением снижать издержки и себестоимость. А не с желанием получить максимальную прибыль за счет освоения бюджетных средств и продажи всего, что только можно, за границу.

Мырзабек Смагулов
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Аскар

    В Казахстане за год заметно подорожало мясо, особенно говядина, конина и баранина. Некоторые виды мяса подорожали сразу на 16 процентов, передает Tengrinews.kz со ссылкой на Energyprom.

    В третьем квартале 2020 года каждый казахстанец употребил в среднем 21,3 килограмма мяса и мясопродуктов. Это на 1 килограмм больше, чем во втором квартале 2020 года, и на 1,4 килограмма больше по сравнению с третьим кварталом 2019-го. Сообщается, что потребление мясных продуктов в стране увеличилось на семь процентов за год.

    Ответить
    1. Каир

      шкуры не принимают мясопереработка за копейки принимають мясо если не можем сами тогда надо на экспорт отправлять и ненадо никакой субсиди просто не надо мешат людям должно быт свободный рынок ГСМ техники с/х дорожають на милионы корма сразу на 30-60%дорожають

      Ответить
      1. Мирамбек

        типичный бизнесмен, а народу что делать? а бюджетникам? для начала нужно увеличить доходы населения, прожиточный минимум, уровень зарплат бюджетникам, соцвыплаты. Вот тогда у людей будут деньги и они будут кушать мясо не по праздникам, а каждый день. Тогда и будет спрос и не нужен будет экспорт (только для излишков). Свободный рынок я согласен нужен, просто как воздух, а то только шаловские олигархи богатеют с каждым днем. Субсидии тоже не нужны будут, разве только начинающим, а как только доход перевалит планку — убирать субсидии.

        Ответить
  2. Садыров Дуйсехн

    Все красиво заточено против Мамытбекова. Согласен. Им реализована большая авантюра по законному изъятию государственных средств через мясной бизнес, с которым он был аффилиирован. Не зря он сейчас руководитель «Мясного союза». Но с какой стати отменять все субсидии для сельского хозяйства? Тогда необходимо вновь вводить плановую систему с фиксированными ценами на технику, ГСМ, запчасти, корма и т.д., чтобы обеспечить минимальную рентабельность отраслей сельского хозяйства. Это не реально. Поэтому, считаю, что критика действий Мамытбекова должна быть конструктивной, то есть с предложениями по решению клубка проблем в сельском хозяйстве и запутанной системы его субсидирования.

    Ответить
    1. Мирамбек

      обратно в совок? нет спасибо

      Ответить
  3. Роман

    Пусть этот праздник смоет все печали и принесет в жизнь всё самое лучшее. С Крещением!🙃🌊❄️

    Провальные обещания Асылжана Мамытбекова

    Ответить
  4. Бейбут Исмагулов

    Если бы Илону Маску пришлось платить за продукты пропорционально своему богатству, авокадо стоил бы ему 2,4 миллиона долларов! А килограмм мясо 🥩 2 миллион долларов 😂

    Ответить
    1. Ашот

      Илон Маск оказался самым успешным миллиардером эпохи президентства Трампа. За четыре года его состояние выросло в 14 раз — больше, чем у кого-либо еще в мире

      Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля