Первым делом мораторий, ну а тёлочки потом

Рука Мамытбекова: зачем Гульмиру Исаеву оставили в МСХ

Запрет на экспорт живого скота из Казахстана продлен еще на полгода – соответствующий документ подписал первый вице-премьер РК Алихан Смаилов. Резоны очевидны: последние 10 лет бюджет страны ежегодно вливает десятки миллиардов тенге в развитие мясного животноводства, а результатов нет.  Если при запуске мясного проекта тогдашний министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков обещал в 2020 году экспортировать 180 тыс. тонн говядины, то в реальности сегодня Казахстан не вышел даже на самообеспеченность, пишет «КазахЗерно.kz».

Спор на миллиарды

Просчеты и странности мясного проекта 2011 года (и более поздней мясной программы 2018) конечные бенефициары бюджетных субсидий (а речь идее о Мясном союзе Казахстана – закрытом клубе мясных олигархов) пытаются маскировать якобы имеющим место противодействием со стороны.

В частности, в очередной раз масла в огонь подлил фермерский центр Актобе  — объединение животноводческих хозяйств, сотрудничающих с крупной откормплощадкой региона.

Так вот, фермеры региона подготовили письмо, в котором нашли «крайнего» — Жигули Дайрабаева, главу Ассоциации фермеров Казахстана.  Якобы, это он от лица крупнейшего фермерского Союза (объединят 40 тыс. хозяйств) пролоббировал продление моратория на экспорт бычков. Якобы, невыгодного фермерам.

По версии, озвученной  фермерским  центром Актобе, Нацпалата «Атамекен» согласовала более мягкие условия моратория – разрешение на вывоз бычков, с сохранением моратория на вывоз маточного поголовья.

В реальности все совершенно не так.

Как рассказал Иван Сауэр, глава комитета АПК НПП «Атамекен», дискуссия по поводу моратория была жаркая. Еще бы – на кону десятки миллиардов тенге.

И большинство отраслевых ассоциаций действительно проголосовало за то,  чтобы экспорт живых бычков разрешить.

— Но это было решение с оговоркой: экспорт бычков будет разрешен, только если Минсельхоз РК представит конкретный план, как они будут контролировать, чтобы под видом бычков не уходило маточное поголовье. В итоге, механизм этот никто не дал. Поэтому правительство и приняло решение продлить мораторий в прежнем формате – никакого разрешения на экспорт бычков не будет.

Воровская схема

Первым делом мораторий, ну а тёлочки потом

Напомним, что в августе 2019 года Минсельхоз изначально ввел запрет именно на вывоз маточного поголовья, которое массово шло в Узбекистан. Особенно цинично это выглядело, поскольку в то же время бюджет щедро субсидировал ввоз маточного поголовья из-за границы.

Только по официальным данным, в 2019 году за границу ушло более 8 тыс. тёлок мясных пород. Однако, запрет оттоку не помешал – ушлые дельцы передергивали документы и продолжали гнать за рубеж тёлок уже под видом бычков. Тогда-то Минсельхоз и был вынужден ввести полный запрет.

—  Смотрите, как у нас вмиг все в мясо ринулись, — прокомментировал Иван Сауэр. – Думаете, просто так? Нет, там же воровская схема: импортируют скот, получают субсидии на завоз. Передалют на откормплощадку – получают субсидии за то, что передали. Откормплощадка живьем этот скот с отвесом отправляет в Узбекистан. Вот и все. Четыре уровня субсидий! А что с этого поимело государство? Ничего, мыльный пузырь.

Так что, Жигули Дайрабаев, вопреки мнению отдельных фермеров Актобе и их покровителей – именно тот человек, кто болеет за животноводство страны. И его принципиальная позиция состоит в том, чтобы расширять поголовье в Казахстане, а не поддерживать за счет бюджета РК развитие животноводства в Узбекистан или какой-то другой стране. 

Запрет нужен

Первым делом мораторий, ну а тёлочки потом

На письмо из Актобе, где ставился вопрос о недоверии Жигули Дайрабаеву, заместитель председателя правления ОИП и ЮЛ «Ассоциация фермеров Казахстана» Ермек Абуов написал следующее:

«В первую очередь, запрет на вывоз скота направлен на обеспечение продовольственного благополучия населения страны, так как из-за вывоза скота, цена мяса в Казахстане будет продолжать расти, что приведет к тому, что простая казахстанская семья не сможет себе позволить покупать мясо.

Во-вторых, вывоз живого скота приведет к деградации всей отрасли. До запрета из страны в огромных количествах вывозился скот, в том числе маточное поголовье КРС и МРС, которое является стратегическим ресурсом государства. К сведению в 2019 году из страны вывезено 156 тыс. голов КРС, из них маточного поголовья 8 830 голов; МРС вывезено 263 тыс. голов, из них маточного поголовья 159 тыс.

В-третьих, вывоз скота приведет к тому, что  мясоперерабатывающие предприятия и откормочные площадки, которые и так недозагружены, останутся без сырья и оборотных средств, что приведет к сокращению рабочих мест и уменьшению налоговых поступлений в бюджет.

В- четвертых, из-за дефицита продукции казахстанского производства произойдет увеличение доли импорта, как мяса, так и продуктов его переработки»

Также Ассоциация фермеров Казахстана привела информацию МСХ РК о том, что за счет введения запрета на вывоз сельскохозяйственных животных за январь-октябрь текущего года объем переработки мяса КРС и МРС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 10,4%, с 122,5 тыс. тонн до 135,3 тыс. тонн.

Кроме того, численность крупного рогатого скота увеличилась на 5,2% и составила 7,9 млн. голов, овец – на 3,9% и 18,9 млн. голов.

В тоже время загрузки откормочных площадок по сравнению с 2018 годом увеличилась на 7% и составила 42%.

— Мы с коллегами, председателями наших областных филиалов, членами Правления нашей Ассоциации еще раз обсудили данный вопрос, и пришли к единому мнению, — резюмировал Ермер Абуов. — Мы выражаем поддержку принятому решению Правительства о продлении запрета вывоза живого скота. Также считаем, что предложение о вотуме недоверия к руководителю Ассоциации абсолютно неправомерно и необоснованно.  Более того, мы считаем, что необходимо запретить вывоз скота на более длительный срок. Это подтолкнуло бы наших сельхозтоваропроизводителей развивать первичную и глубокую переработку мясной продукции, а это уже другие линии производства, дополнительные рабочие места, более высокая прибыль и налоговые поступления. В противном случае, страна останется сырьевым придатком Китая и Узбекистана, которые грамотно и последовательно развивают собственную переработку.

Мырзабек Смагулов
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля