«Никаких положительных перспектив для мукомольной отрасли Казахстана я не вижу, пока мы сами будем продавать пшеницу «сырьем» с соседние страны, которые за счет нее развивают собственную переработку. Узбекские мукомолы будут работать по прежней схеме – завозить наше зерно, перерабатывать и продавать в Афганистан», — рассказал корреспонденту «КазахЗерно.kz» Дос- Мукасан Таукебаев директор группы компаний «Мутлу».
Структура цены
Сейчас себестоимость узбекской муки, сделанной из казахстанской пшеницы, по умолчанию – ниже казахстанской. Причин несколько. Это и структура себестоимости, и различные меры, которые принимает узбекское правительство для поддержки своих переработчиков (и которые не принимает правительство РК).
— Назову несколько факторов: электроэнергия у нас стоит 22 тенге за киловатт, а в Узбекистане – 10. Зарплата грузчика у нас 150 тыс. тенге, а в Узбекистане 50 тыс. Кредиты на развитие у нас 14% годовых, в Узбекистане — 4%, — рассказал Дос-Мукасан Таукебаев.
Но главное даже не это, а те меры, которые предпринимают узбекские власти для того, чтобы создать своей муке конкурентные преимущества на рынке.
— Да, мы соседние страны, и не нужно портить дружеские добрососедские отношения, — отметил Дос-Мукасан Таукебаев. – Но все это можно изменить одним простым указом: ввести в Казахстане экспортную пошлину на пшеницу. Что это даст? Дело в том, что сейчас при завозе в Узбекистан тонны казахстанской муки, нужно уплатить 10% НДС, плюс расходы на таможенные декларации и так далее. Получаются расходы в 15% цены. И если ввести экспортную пошлину на пшеницу в размере 15%, мы уравняем возможности узбекских покупателей – выбирать муку или зерно. Положение на рынке узбекских и казахстанских мукомолов стало бы равным. А пока мы в проигрыше.
Нечестный транзит

Еще один фактор – это транспортные расходы. Сейчас транспортировка одной тонны муки от узбекской станции Келес до афганской Хайратон казахстанцам обходится в $50, а узбекам в $22. Это за одинаковый маршрут в 830 км. Таким образом, автоматически казахская мука на станции Хайратон в Афганистане стоит на $28 дороже узбекской (произведенной из казахской пшеницы).
Есть еще один момент, который вызывает возмущение мукомолов страны. По их данным, узбекские перевозчики хлопка, отправляющие его из Ташкента в Европу, за транзит по территории Казахстана (2300 км, от Сарыагаша до Тобола) оплачивают всего $15. Где тут справедливость в транзитных тарифах?
Получается, правительство Казахстана работает на развитие экономики Узбекистана, а не собственной. О поддержке собственной переработки речь не идет.
— Количество мельниц у нас с каждым годом уменьшается, и далее будет уменьшаться, — сказал Дос-Мукасан Таукебаев. – В 2018 году мельниц в Казахстане было 350, а в 2019 – уже 260. Обанкротились 90 компаний. По итогам 2020 года наверняка разорится еще от 60 до 100 компаний, чему виной и коронавирус, и нынешние высокие цены на пшеницу, которые не позволяют получать муку, востребованную на внешних рынках. Для нашего основного рынка сбыта, Афганистана, она сейчас слишком дорогая.
Минусы качества

Пшеница в Казахстане в настоящий момент стоит от 80 до 90 тыс. тенге за тонну. Верхний уровень – цена на высококачественную пшеницу, которая имеет высокие параметры качества. А 80 тыс. – это более щуплое зерно с клейковиной на уровне 25%. Однако, дешевого зерна практически нет.
Отечественных мукомолов это факт не радует, потому что в последние годы основным рынком сбыта казахстанской муки является именно Афганистан. Население страны бедное, поэтому решающее значение на этом рынке имеет цена. Афганцам нужна мука, сделанная из пшеницы 4 класса. А такой в этом году почти нет. Роль сыграло жаркое лето, которое и определило высокое качество зерна.
— Что касается цены зерна, я думаю, выше 90 тыс. тенге за тонну оно не должно уходить, — считает Дос-Мукасан Таукебаев. – Потому что урожай очень высокий. Крестьяне засыпали зерно в склаы и ждут, когда будет обещанная кем-то цена в 100 тыс. за тонну. Но я не думаю, что это реально. Потребления внутри страны нет, ажиотажного спроса со стороны соседних государств тоже нет. А скоро март, надо готовиться к новому сезону – покупать запчасти, семена, гербициды, солярку. На рынок выйдут большие объемы, и это приведет к давлению на цену. Тем более, на наш рынок оказывает влияние российский, и там в нынешнем сезоне рекорд – 130 млн тонн. К тому же, Россия озвучила планы с февраля 2021 года ограничить экспорт зерна в дальнее зарубежье в объеме 15 млн тонн в месяц. Значит, российское зерно будет активнее продаваться в ЕАЭС.
Так что, цены могут упасть от нынешних уровней. И сейчас самое время фермерам начать его продавать.
А пока пшеница дорогая, а тариф на транзит неоправданно завышен, продавать свою муку казахстанские мукомолы могут сейчас только на внутреннем рынке, получая рентабельность не выше 10%. Но и этот сбыт снижается – зимние запасы населением уже сделаны. Это приводит к тому, что мельницы простаивают неделями. Выкарабкается ли отечественное мукомолье из этой ямы, не известно.
Бизнес дело добровольное. Маржа переработчика до 10% — это нормальная доходность, пересчитайте в годовые в тенге и получите отличный результат. Не можете быть эффективным в этом бизнесе закрывайтесь как ваши коллеги. Рынок сегментирует эффективных собственников. Не надо пытаться сельхозпроизводителей нагнуть на пошлины , это другой бизнес . Предлагайте выше цены и все зерно будет у вас.