Скотский союз остался без экспорта

Рука Мамытбекова: зачем Гульмиру Исаеву оставили в МСХ

В Казахстане широкой известностью пользуется так называемый «Мясной Союз». Однако, название ни в коей мере не отражает сути организации, и более того, вводит людей в заблуждение. Дело в том, что это якобы «Мясной» Союз к производству мяса никакого отношения не имеет. Более того, он категорически против выпуска готовой говядины в Казахстане. Объединяет эта организация крупные откормочные площадки, заинтересованные в экспорте живого скота.

Так что, это объединение  логичнее было бы переименовать в Скотский Союз, или Союз Скота. Кому как больше нравится. 

Помните, как в 2019 году бывший глава МСХ РК Асылжан Мамытбеков и подконтрольный ему Мясной Союз «выполнили» план по экспорту 60 тыс. тонн мяса, продав за бугор 156 тыс. голов живого скота? Мол, в пересчете на мясо — это те самые 60 тыс. тонн (даже чуть больше), которые планировалось экспортировать в 2016 году в рамках Проекта повышения экспортного потенциала по мясу КРС.

Правда, почему случилась задержка в три года, и почему продается скот, а не мясо, никто толком объяснить не смог. Главное, план был якобы выполнен, и можно было требовать новых денег из бюджета. План, как мы помним, сработал – правительство поднатужилось и выделило «мясникам» дополнительно 37 млрд тенге на субсидии.

Наверняка, что-то подобное Мясной Союз и его глава затевали и в нынешнем году. Правда, тут цель была повыше: Мясной проект обещал экспорт 180 тыс. тонн говядины по итогам 2020 года. Это показатель должен был стать финальным аккордом превращения Казахстана в мясную сверхдержаву.

Однако, планам не суждено было сбыться. Несмотря на то, что весь год через своих людей Союз Скота лоббировал в различных структурах отмену моратория на экспорт живого скота (веденного как раз после той самой отгрузки за рубеж 156 тыс. голов КРС, немалой частью которого стало маточное поголовье), правительство мораторий продлило еще на полгода.

«Жадность фраера сгубила», — комментируют логичное развитие событий вменяемые эксперты.

Со стороны невменяемых слышен уже традиционный плач по «свободному рынку» и прочие причитания, вроде таких, что «опустили железный занавес, ограничили конкуренцию!»

Скотский союз остался без экспорта

 Конечно, не сложно понять, почему полыхают негодованием известные места у членов откормочного союза. Ведь прежний состав Минсельхоза создал условия, когда откормочные площадки оказались на вершине пищевой цепочки. Именно они получали всю выгоду от многомиллиардных вливаний в отрасль, не неся никаких затрат и просто снимая сливки с труда фермеров. Но долго это продолжаться не могло, и  жадность фраеров действительно подвела.

Хотя, им самим особо переживать нечего – их бизнес изначально был построен по принципу «купи-продай», и не предполагал долгосрочного функционирования. Срубили бабки, вывели в оффшор, и все в порядке. А откормплощадки пусть зарастают сорняком – не жалко, они свою роль уже выполнили.

А вот кого действительно сгубила система, выстроенная в рамках Мясного «прожекта», так это несчастных рядовых фермеров. Их, правда, жаль.

Агентство «КазахЗерно.kz» еще на старте этого лохотрона делало расчеты, которые показывали – Минсельхоз Асылжана Мамытбекова отвел фермерам роль батраков, которые будут ишачить, выращивая молодняк, чтобы потом за копейки сдать его откормплощадкам. А те уже, купаясь в субсидиях, продадут его за границу.

То, что продавать скот планировали изначально живьем за бугор, сомнению не поддается. Вспомним историю с мукой – мировое лидерство Казахстана в экспорте этого продукта было потеряно, потому что МСХ РК в те времена предпочел экспорт «сырого» зерна.

То же самое было реализовано в животноводстве. То есть,  никто из аграрных чиновников даже не думал поддерживать мясопереработку, пуская в дело шкуры рога, копыта и внутренности ради дополнительной рентабельности. Никто не думал об открытии новых рынков. Никто не думал о создании четкой системы ветеринарной безопасности, без чего экспорт мяса невозможен. План был простой – продали скот живьем за границу и забыли. Так все и работало.

Все это и определило низкую рентабельность мясного бизнеса в Казахстане. Усугубило ситуацию то, что изначально Минсельхоз поставил свой мясной проект с ног на голову: сотни миллиардов тенге были потрачены на импорт породистого скота из-за границы, вместо того, чтобы те же самые деньги пустить на развитие кормопроизводства.

Скотский союз остался без экспорта

Что в итоге? Скот ввозится в страну, где дефицит кормов – 50%! Естественно, при увеличении поголовья корма дорожают. Но МСХ упорно продолжает ввозить скот из Австрии, США, Европы, игнорируя тот факт, что на подножном корме зарубежная генетика свой потенциал неспособна показать. Однако, импорт никто останавливать не собирается, ведь на доставке каждой головы посредники получают баснословные прибыли. А что дальше будет с этим скотом в стране никого не волнует.

Увеличение поголовья, тем временем, вызывает рост цен на корма. При отсутствии пастбищ и земли да выращивания своих кормов, мелкие фермеры (не говоря про ЛПХ), вынуждены корма покупать. И это еще сильнее  снижает их рентабельность.

Кстати, этим фактором теперь пытается пользоваться Скотский Союз, пытаясь манипулировать фермерами для достижения своей цели – открытия экспорта живого скота. То есть, фермерам внушают, что выход – в получении более высокой цены продажи в Китай или Узбекистан. Тогда как выход – в выделении фермерам пастбищ и наращивании производства кормов.

Чтобы делать это, нудно отбирать неиспользуемые земли у близких к власти латифундистов (а таких миллионы га по всей стране), а субсидии, которые шли откормочникам, отдавать на поддержку кормопроизводства. Что до экспорта, то всем очевидно — открой его Минсельхоз, все сливки опять снимут откормочники, оставив фермерам копейки.

Мырзабек Смагулов
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. АбуХасан

    Дурдом продолжает поражать своей стабильностью.

    Ответить
  2. Даурен

    Почему мясо коровы называется говядиной?

    Ответить
  3. Алёшин

    В СССР не было мяса и колбасы .. не было , никто и не спорит , тогда и технологий роста 38 дней цыпленка бройлера не было , сегодня в Израиле научились за 18 дней курицу растить до забоя ! Тоже самое касается поросят , у которых скелет не успевает расти за мясом из за гормонов !

    Ответить
    1. Please

      Мясо святым духом на прилавках не появится.Свинина,курицы-хорошо,но нужна постная говядина.Что делается для развития животноводства?

      Ответить
    2. Жаныбек

      В 🇰🇿 отечественная животноводство способна работать в сложных, порой непредсказуемых условиях

      Ответить
  4. Маргулан

    Қазір ауылда шаруалар жоқ. Мал айдайтын ешкім жоқ. Маскүнемдік белең алған. Ауылмен мықтап күресу керек.

    Ответить
  5. Жамбулат

    Можно подумать, что о воровстве мамытбекова никто в 2010-2017-м году в Казагро (более 500 миллиард тенге!!!)никто не знал и вот тока-тока щас обнаружили…..

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля