Землю должен получать настоящий степняк

Землю должен получать настоящий степняк

Истинного степняка радует пасторальная картина пасущегося стада коров или табуна лошадей, пожалуй, с чисто утилитарной стороны. Как любая хозяйка, рассматривая лоснящиеся бока годовалой белоголовой телочки или байтал (кобылы-трехлетки), я прикидываю, насколько сочны из них будут қуырдақ или бешпармақ. И чтобы в степи упитанная и ухоженная скотина не переводилась, этой земле необходима крепкая рука хозяина, думающего на перспективу… Пусть и не новая, но это ключевая мысль, вынесенная мной из поездки по хозяйствам Торт-Кудукского сельского округа Экибастуза.

Округ считается промышленным, сельское хозяйство до недавнего времени развито было слабо. Так что серьезно этот уголок степи мы изучили, можно сказать, впервые. Заодно невзначай в дороге посетили ерейментауское село Ажы. Открыли для себя несколько озер, а самое главное — познакомились с очень интересными людьми.

Есть такое озеро — Қуртты

Землю должен получать настоящий степняк
Управляющий КХ «Алан» Сакен Хабибулин

В семи километрах за селом Торт-Кудук четыре года назад открылось крестьянское хозяйство «Алан». Владельцы живут в городе, но родом из этих мест. Управляющий хозяйством, спокойный и немногословный Сакен Хабибулин показал хозяйственные и жилые постройки. Первое, что бросается в глаза, — не новые дом и базы, а старые шины, сложенные для снегозадержания с наветренной стороны к базам для скота. В первый раз встречаю столь остроумный подход к борьбе с зимними снежными заносами…

Разведением скота КХ «Алан» начало с программы «Сыбага», и взятого под низкий процент кредита в 16 миллионов тенге хватило на 79 голов КРС. Сейчас в хозяйстве 149 буренок, 115 из которых  составляют маточное поголовье. Стадо смешанное, породным преобразованием товарного скота в казахскую белоголовую только занялись, купили для этого двух свежих хороших быков.  Лошадей – 54, овец — 60.

Фундамент дома для работников хозяйства (это два скотника и доярка) заложили сразу же, как получили землю, строили четырехкомнатное здание неспеша, добротно, по-городскому вытягивая стены и заливая пол. В доме  имеется большой холодильник, стиральная машина-автомат. Отдельно построена баня и угольный склад. Работники получают 70-80 тысяч тенге,  бесплатное питание и спецодежду.

Землю должен получать настоящий степняк

В сотне метров от дома завершается строительство 500-метрового зимника на двести голов КРС и 300-метрового — для МРС. Обе базы сложены из пескоблоков, в окна вставлены пластиковые стеклопакеты. По словам управляющего, в перспективе поголовье овец увеличится до трех сотен. Пока мясо не сдают, набирают поголовье… Приобретен на средства хозяйства передвижной вагончик для чабана. В прошлом году по специальной государственной программеим пробурили скважину под колодец на глубину 65 метров, но пресная вода вышла уже на 15-метровом пласту. По этой программе, направленной на развитие отгонного животноводства,  фермерам бесплатно выдаются солнечные батареи, которые сейчас держатся в запасе, поскольку владельцы хозяйства протянули от села 5,5 км линии электропередачи и установили трансформатор.

В планах на будущее — ввести электродойку и, возможно, начать производство сыра. Зачастую журналистам расписывают будущие кисельные берега и молочные реки. А здесь подумалось — почему бы и нет? Судя по всему, к занятию животноводством в КХ «Алан» подходят основательно. Вся нужная техника имеется: трактор «МТЗ-80» с прицепом для перевозки грубых кормов со всеми навесными агрегатами, косилка, «КамАЗ» с прицепом,  а для пастухов – два мотоцикла и две рабочие лошади, легковушка для управляющего. На следующий  год планируют взять трактор в лизинг.

У крестьянского хозяйства 4000 гектаров пастбищ и сенокосов. Накосили 200 тонн сена: в этой местности почва скудная, луговой травы мало, в основном ковыль, но к нему скот привык. Хотя чем больше рацион животного наполнен травами с высоким содержанием аминокислот, тем насыщеннее вкус мяса. В будущем хозяйству придется всерьез задуматься над улучшением качества кормов. Водопой и пастбища располагаются у озера Қуртты. Никогда раньше о таком озере не слышала, и топоним странный… Қуртты – буквально червивое или гиблое — почему так называется, на месте не спросила, а в краеведческих словарях, видимо, из-за малых размеров, оно не упоминается. Озеро длиной 3 километра, глубина местами доходит до 10 метров. При Союзе здесь построили дамбу, до сих пор поддерживающую пресноводность и объем озерного зеркала. Наперекор названию озера водится разная рыба – карась, сазан, окунь, красноперка.

— В этом году взяли в нерестовом хозяйстве канала имени К.Сатпаева восемь бочек мальков карпа и запустили в озеро, — говорит Сакен Хабибулин. – В следующем году берега почистим от камыша.

Аким Торт-Кудукского сельского округа Арман Асипов – человек новый, последний год трудился советником акима города по сельскому хозяйству, и кто чем «дышит» в районе, знает не понаслышке. Арман Кабдылсаматович хвалит от чистого сердца КХ «Алан»: селу техникой помогают, подарки на День пожилого человека и детям на Новый год делает. В скором времени семи семьям из числа социально уязвимых слоев населения Торт-Кудука доставят уголь.

От лошади к пониманию человека и природы

Землю должен получать настоящий степняк
Глава КХ «Атажұрт» Каныш Аубакиров

Каныш Аубакиров, глава КХ «Атажұрт», встретил нас на границе с Акмолинской областью. Каныш Сагидуллаевич — житель села Ажы Ерейментауского района, четыре года назад взял 1998 гектаров пастбищ в 27 километрах от Торт-Кудука. Сейчас оформит в аренду еще 8000 га и в Торт-Кудукском сельском округе почти вся земля будет занята. В Ерейментау давно тесно животноводам, и постепенно они приглядываются к экибастузским степям. Недавно писала о КХ «Мори», из-за нехватки земли  перекочевавшем из ерейментауского села Коянды в наш Тай. В начале лета побывала в небольшом ерейментауском селе Бестогай, жители которого держат более 10 тысяч лошадей. То же самое в Ажы – на 78 домовладений приходится от 500 и больше лошадей. И самым большим поголовьем владеет глава крестьянского хозяйства «Атажұрт».

 По дороге к своему табуну Каныш Сагидуллаевич очень красиво рассказывал об истории мест, которые мы проезжали, рассуждал о селе и людях. Как оказалось, умение говорить идет от прежней профессии, он – педагог, бывший директор школы.

— Сейчас проще получить землю, чем раньше, — говорит Каныш Аубакиров. – Введена оцифровка наделов, участки выделяют тем, у кого есть соответствующее поголовье.  Государство большие надежды возлагает на сельское хозяйство и постепенно наводит порядок в земельных отношениях, долгое время остававшихся самой непрозрачной сферой. Но по-прежнему внимательно нужно смотреть на тех, кого на конкурс (распределения земельных участков-А.К.) идет… Давать тем, кто реально хозяйствует. Сколько примеров, когда налево и направо давали земли, не проследив их дальнейшую судьбу. Особенно когда пошло кредитование сельского хозяйства под льготные проценты, полно было люда, готового взять землю ради дешёвого кредита. Рассуждали примерно так: «Машину куплю, а кредит как-нибудь закрою!». В результате самая крутая иномарка превращается в груду железа, а земельщики приступают к долгому процессу изъятия неиспользуемых пастбищ.

Землю должен получать настоящий степняк

Между тем, Аубакиров вез нас на хорошем джипе, не на «пятнашке». На что фермер только рассмеялся:

— Без единого кредита иду с девяностых годов: у отца был косяк лошадей. Вот с него я начал поднимать хозяйство и наращивать поголовье. Я с молодости участвовал в национальных конных спортивных играх, бывал во всех уголках Казахстана. Можно сказать, лошади со мной с рождения…

Специально к берегу реки Оленты для нас табунщик согнал ближе друг к другу косяки по 30-35 кобылиц с жеребцом-айгыром во главе, ревниво отгонявшего любого приближавшегося жеребца. Сытые кони паслись спокойно, не обращая на нас внимания, реагируя лишь на жеребят и главаря. Похоже, внутренние иерархические связи для них были важнее заезжего корреспондента…

— В этом табуне более 600 голов и отношения в косяках сложные, — замечает Каныш Аубакиров. – А когда жеребцы вступают в драки за кобылиц, доходит даже до убийств соперника.

Фермер скромно умолчал, что в Ажы ходят еще два таких табуна…

Осенью на отъевшихся за лето лошадей смотреть огромное удовольствие, и мы ходили в центре табуна, вдыхая степной октябрьский воздух, смешанный с терпким лошадиным запахом. Недаром говорят: с лошадью рядом постой – улучшится внутренний настрой… Табун имеет статус породы жабе. Более 70 процентов лошадей пестрые и как зебра пятнистые. Это местный бренд — казахская лошадь масти шұбар – автохтонный вид животных, появившихся и размножающихся в ерейментауских и аккольских степях. Известный павлодарский селекционер лошадей Толеген Асанбаев упрашивал Аубакирова выделить чубарых лошадей в отдельный табун и зарегистрировать бренд, как положено. Однако фермер не видит необходимости в лишнем пиаре. Это нужно содержать еще одного табунщика, нести дополнительные расходы, а преференций для автохтонов государство не предусматривает… Конину съедят любую, лишь бы цены позволяли…

Бегают в табуне несколько лошадей мугалжарской породы – дорогущих, стоящих за миллион тенге…

— Вот их сейчас раскручивают, цену набивают, — говорит Каныш Сагидуллаевич. – Жабе ничем не хуже. Самый большой айгыр породы жабе в этом табуне весит около 630-650 килограммов! Бывают экземпляры под 700 кило, но такие нежелательны – кобылиц сломают…

На мой вопрос, какие качества нужны для успеха в коневодческом деле, Аубакиров ответил монологом, жаль, теряющим поэтическую  емкость при буквальном переводе:

— Лошадь нужно понимать и связь должна тянуться незримо… Прежде батыр не привязывал свою лошадь, она сама за ним ходила. Лошадь понимала человека, а человек — лошадь, а понимая одно животное –контролировали табун любых размеров. Скажу больше: степняки,  на внутреннем эмоциональном уровне общаясь с лошадьми, лучше понимали себя, общество и природу. Именно лошади развили лучшие качества казахов – трудолюбие, умение выжить при любой стихии в одиночку… Казахи, передвигавшиеся на лошадях, не знали, что такое простатит и гипертония. Шкура коня при движении выделяет особые ферменты, а ритм скачки регулирует сердцебиение и кровоток, массирует аденому простаты…

Землю должен получать настоящий степняк

 Забегая вперед, скажу, что у главы КХ семеро детей, и все мальчики байгуют, причем, берут призовые места на арабских, английских, ахалтекинских скакунах хозяйства…

Базы крестьянского хозяйства «Атажұрт» находятся в Ажы, по дороге в аул Каныш Аубакиров показал нам  сакские курганы, братскую могилу несчастных, погибших во время голодомора тридцатых… В октябрьский солнечный день очень красиво смотрелись степные водоемы: камышовое пресное озеро Жанибек, несколько горько-соленых соров. Кстати, розовое озеро Кубейтуз находится всего в 25 км отсюда. Каждая местность сопровождалась интересным рассказом фермера.

В Ажы я была шесть лет назад, когда ерейментауцы перекрывали реку Оленты, снижая тем самым половодье в низовьях у села Тай. Окрестности села  Каныш Аубакиров показал с сопки, возвышающейся на 310 метров над уровнем моря. Я как-то давно не удивляюсь, когда сельчане на автомобилях поднимают и спускают журналистов по сопке под углом 70 градусов. На сопке  установлен  камень в честь Жанака аулие рода Кулик.  Кстати, могилу этого святого чудотворца в урочище Сартобе нашёл Каныш Сагидуллаевич. Внизу река Оленты делает петлю, и в этом сакральном месте жители проводят обряд тасаттык – просят высшие силы о дожде…

В Ажы начинал трудовую деятельность Жусупбек Аймаутов – одно из ярких дарований казахской литературы, посланное казахам свыше…

Алма Кульниязова
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля