Агросектор: в драйверы экономики или в аутсайдеры?

Проблемам вопреки

Станет ли сельское хозяйство Казахстана одним из ключевых драйверов экономики? Вернее, сможет ли? Агентство «КазахЗерно.kz» пробует разобраться в этом с помощью тех, кто не понаслышке знает о проблемах аграриев, а сам сталкивается с ними в своей работе. Итак, слово руководителям сельскохозяйственных формирований.

Чья в стране земля?

СПК «Анаталий С.Ж.»

Руководитель: А. Сарсенов

— Скот есть, пасти негде. В большинстве случаев земельные участки предоставляются лицам, не имеющим ничего общего с селом и сельским хозяйством. Они не проживают в сельской местности и никогда не работали на земле, главная цель этих людей — бесплатно получить землю и ее продать. То есть обычное обогащение. После получения такой земли в дальнейшем ее продают, так как мораторий на неё не распространяется. Поэтому и возникла ситуация сознательного сокращения свободных земель, а казахстанские фермеры, проживающие в сельской местности, и те, которые действительно хотят работать на земле, не могут получить ее, так как свободных земельных участков уже нет. Чья в стране земля? Почему наши поля и пастбища зарастают бурьяном? Живём  в деревне, вокруг пустует 65 га земли, но числится она неизвестно за кем.  Да, там растёт бурьян, но земля в частной собственности. Владельцы – как собаки на сене: захотим – будем хлеб выращивать, захотим – бурьян. В администрации района разводят руками: налог на землю платится. Считаю, должен быть принят закон, по которому земля, полученная в личное пользование, должна использовалась только по назначению. Перестаёшь разводить скот – в течение года у тебя должны её изъять. Если нет наследников или они не хотят фермерами быть, земля тоже изымается. Продать ты её не можешь. Скотоводство является ведущей отраслью животноводства в Казахстане, основным источником доходов сельского населения во многих регионах. К сожалению и тут есть упущения — нет единой системы улучшения племенных и продуктивных свойств животных, у фермеров нет современных знаний по вопросам кормопроизводства, а также кормлению, содержанию и разведению скота. Что же касается запрета на экспорт товаров из Казахстана, то это для нас был  удар ниже пояса. Теперь, мы, кто обеспечивает такую важную для страны продовольственную безопасность, остались либо в долгах, либо без средств для ведения сельскохозяйственных работ. Запрет на вывоз мяса живым весом, скорей всего, был инициирован мясокомбинатами какими-то, якобы они сидят без сырья. Но при этом они и тогда давали за мясо низкую цену, а сейчас дают цену ещё ниже. И сами не выкупают, и условий не создают для того, чтобы крестьяне могли поехать и сдать мясо и поголовье им, и выручить деньги. Процесс реализации программ, товара должны организовывать в министерстве, в акиматах. Им пора выйти из своих кабинетов в поле, посмотреть, как идет работа, составить планы по районам, сельским округам.

Агросектор: в драйверы экономики или в аутсайдеры?

Еще одна острая проблема — непрозрачное предоставление сельскохозяйственных субсидий и льготных кредитов для фермеров и крестьянских хозяйств остаётся острой проблемой в сфере АПК.

Мы, законопослушные  фермеры хотим донести до государства, что действующие субсидии и льготные кредиты преимущественно получают представители только крупного бизнеса. Это чревато также утерей малым и средним бизнесом своего потенциала и перспектив на развитие. Например, по правилам субсидирования развития племенного животноводства, господдержка ориентирована на владельцев откормочных площадок, рассчитанных минимум на тысячу голов скота. Но по всей Туркестанской области всего четыре таких откормочных площадки. Производители мяса могут рассчитывать на субсидии и кредиты лишь в том случае, если объёмы производства будут составлять минимум две тыс. тонн. Кроме количественных показателей, претенденты на субсидии должны отвечать огромному списку других параметров. При этом субсидирование по возмещению части инвестиционных расходов тоже ориентировано только на крупные хозяйства.  А  масса  непонятных и ненужных для производства требований к объектам, действительно  сужают круг получателей и отсекают малый и средний бизнеса от субсидий. Ситуация плачевная и  со льготными кредитами дочерних компаний «КазАгро». Они тоже ориентированы лишь на крупный бизнес. Например, при подаче заявки на строительство откормочных площадок, мясоперерабатывающих комплексов и закупки племенных быков-производителей «Аграрная кредитная корпорация» выставляет требования по минимальному количеству поголовья на уровне не менее тысячи голов. Целый пакет требований. Помимо всего, нас обязывают получать заключение ассоциации «Мясной союз Казахстана», в противном случае кредит не дадут! Мы согласны с тем, что  крупные предприятия тоже имеют право на развитие, однако именно малые фермы более жизнеспособны и гибче. Все это чревато утерей малым и средним бизнесом своего потенциала и перспектив на развитие».

Несуществующие модели развития

СПК «Нур Булак» Алматинская область

Руководитель: М. Койбагаров

— Следует отметить то, что в настоящее время существуют проблемы, как при создании модели, так и в процессе осуществления деятельности сельскохозяйственных кооперативов. На основе разработанной мною модели, находящейся на рассмотрении в Минсельхозе, я предлагаю  усиливать  взаимодействие коллективных хозяйств с крестьянскими хозяйствами по совместному использованию имеющихся производственных мощностей. Большое значение для дальнейшего развития крестьянских (фермерских) хозяйств имеет их информационно-консультативное обслуживание и научное обеспечение, обучение и повышение квалификации фермеров. Сельскохозяйственные научно-исследовательские учреждения обязаны расширить  исследования экономических, правовых, технологических и социальных проблем ведения крестьянских хозяйств и развития сельскохозяйственной кооперации  и должны разработать оптимальные модели крестьянских хозяйств и кооперативов различной специализации производства!

Мы устали молчать!

СПК «Возраждение XXI век»

Руководитель: С. Сергин

Новость на Казах-зерно:

— В последнее время птицеводство, по сложно объяснимым причинам остаётся без системной поддержки государства, что сбивает темпы развития, снижает конкурентоспособность отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынке, создаёт барьеры на пути реализации программы развития отрасли. В этом году, впрочем как и в предыдущем, птицефабрики Казахстана  не получают или недополучают субсидий, что создаёт критическую ситуацию, как экономического, так и социального характера, искусственно снижая возможности интенсивного наращивания внутреннего производства и экспорта продукции, конкурентоспособность отечественных предприятий, тем самым расширяя сферу для поставки дешёвого импорта. Особенно хотелось бы выделить факт нарушения, произошедшего  в   августе 2016 г. Тогда, в  Карагандинской области началась эпидемия птичьего гриппа, в результате которой на двух птицефабриках области (ПФ «Курма» и ПФ «Заречное») полностью вымерло все поголовье яичного производства. Данный факт в течение месяца скрывался Карагандинской областной ветеринарной инспекцией в лице господина  М. Мухтарова. Именно халатное отношение господина  Мухтарова и отсутствие оповещения, о произошедшем ЧП, руководителей других птицефабрик, повлекло к заражению и нашей гусефермы. 

После обращения  к главе областного управления сельского хозяйства – Р. Шарипову, подтвердился диагноз — птичий грипп (ПГ), однако, в письменном виде диагноз был другой: сальмонеллёз. При этом нам пояснили, что «официальное подтверждение ПГ поставит под угрозу всю отрасль птицеводства».

Акимат области совместно с Минсельхозом и Союзом птицеводов приняли решение о необходимости утилизации всего поголовья в целях недопущения распространения болезни по области и далее по стране. Наше предприятие было вынуждено вырезать все поголовье птицы, тем самым понеся ущерб на сумму 200 000 000 тг, что подтверждается актом независимой оценки. При этом Акимат области обещал помочь нам финансово, не оставлять один на один с этой проблемой. Но в итоге никакой финансовой помощи по возмещению убытков мы не получили, имеем лишь четыре года простоя и непогашенный кредит в АО «АКК». Для подтверждения диагноза, наше предприятие совместно  с ПФ «Курма» и ПФ «Заречное» намеревались отправить образцы тушек для анализа в Россию, чтобы понять истинный диагноз, но, в последний момент, данные предприятия сообщили нам о своём отказе. Тогда мы подумали, что эти предприятия кулуарно решили вопросы получения компенсации за падеж своей птицы. Наше подозрение подтвердилось позже, когда заместитель руководителя областного управления сельского хозяйства Сырым  Бошпанов указал в своём выступлении акиму Карагандинской области Е. Кошанову, что «убытки этим двум фабрикам закрыли государственными субсидиями». С тех пор прошло три года, в течение которых мы надеялись на решение и нашего вопроса, но тщетно. В результате, на сегодняшний день наши обязательства перед  АО «Аграрная кредитная корпорация» выросли  до 95 млн. тенге и, согласно договору, в январе 2021 года у нас заберут наш бизнес.

Мы считаем, что такое отношение к птицеводству стало возможным из-за того, что финансирование, выделенное на кредитование и субсидирование предпринимателей, используется  Министерством  сельского хозяйства и  местными исполнительным органами в личных целях, поэтому считаю необходимым запретить им распоряжаться  целевыми средствами по своему усмотрению, перекрывая  дыры собственного бюджета!

О кризисе в сельском хозяйстве говорят много, часто и, большей частью, безрезультатно, поскольку проблемы остаются проблемами и не решаются десятилетиями. При этом абсолютно все — от Президента страны до рядового фермера —  единодушно говорят, что отрасль нуждается в реформировании. Только вот все проводимые реформы в богатейшем на ресурсы Казахстане оборачиваются прахом. Причина тому —  немыслимые аппетиты управленцев. Как видно из высказываний руководителей хозяйств, именно с этим зачастую связана неэффективность государственных программ, призванных вывести сельское хозяйство в драйверы экономики, как того требует Президент страны.

Ирина Притула
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Аппарат

    в сфере АПК Казахстан скоро превратится в бесплодную пустошь… И деревни вымирают, только кто из года год рекордные урожаи убирает и надои делает непонятно, городские дауншифтеры наверное

    Ответить
    1. Зариф

      Успех заключается в том, чтобы продолжать двигаться от провала к провалу, без потери энтузиазма. Уинстон Черчиль

      Ответить
  2. Шалкарим

    Біздің жұмысшылардың даңқы — ауыл шаруашылығы баяу дамып келеді. Бірақ даму болашағы өте зор. Өңделмеген егістік жерлер де бар. Сонымен қатар, заманауи технологиялар жыл бойына әр түрлі дақылдарды өсіру жүйелерін ұйымдастыруға мүмкіндік береді.

    Ответить
  3. Шамил

    ВРАГ АПК это коррупция!! Коррупцию искоренить очень просто — необходимо главарю перестать брать самому. Или посадить в тюрьму пару своих друзей, как это сделал Ли Куань Ю.

    Ответить
  4. Did

    Наше загнивающее сельское хозяйство получает финансов больше, чем производить городское.

    Ответить
  5. Оразбек

    Недавно пришло понимание, почему у чиновников руки из задницы растут. Они ими за кресло держатся.

    Ответить
    1. Муса

      Нельзя потерять то, чего нет. Нельзя разрушить то, что не построено. Можно лишь развеять иллюзию того, что кажется реальным.

      Ответить
  6. Мария

    Сельское хозяйство во Франции является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его — частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние.

    Ответить
  7. Alex

    Советское сельское хозяйство было самым прогрессивным в мире и по этому сокращало ручной труд за счет правильной химии: гербицидов и пестицидов
    Капиталисты же не думают о людях и травят их неправильной химией: гербицидами и пестицидами
    Товарищи будьте внимательны не путайте!

    Ответить
    1. Сакен

      Гербицидтер КСРО-да қолданылған кезде, олар гербицидтердің қауіпті екенін әлі жақсы білмеген.

      Ответить
  8. Анарбек

    У нас страна большая. Поднимайте промышленность и сельское хозяйство, а не штаны протирайте, изображая бурную деятельность !!!
    Сидят в правительстве и просто ахуевают — промышленность и сельское хозяйство уничтожили, оставив 80% без рабочих мест, из страны устроили сырьевой придаток, пенсионный возраст подняли, налогов и штрафов нахуярили… Қытай жақында Қазақстанның ауылшаруашылығын құртады !!

    Ответить
  9. Ержан Ибрагимов

    …сельское хозяйство и промышленность в полном развале. Когда находится человек, который хочет построить политику на научных и гуманных принципах, его объявляют лжецом, потому что иначе деятелям пришлось бы признать собственную неправоту.

    «Записки о кошачьем городе» Лао Шэ

    Ответить
  10. Валихан

    Что бы давать комментарии как развивать агропром и нужно быть успешным агропромышленником.

    Ответить
  11. Жанара

    А ведь в жизни всё — и плохое, и хорошее — начинается с того, что кто-то когда-то кому-то просто поверил…

    Ответить
  12. Иван

    Чем отличается специалист от эксперта?
    Там, где специалист говорит «Я не знаю», эксперт говорит «Я думаю, что…»

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля