Североказахстанские фермеры ждут компенсацию за погибшее от птичьего гриппа поголовье

Североказахстанские фермеры ждут компенсацию за погибшее от птичьего гриппа поголовье

Чиновники пообещали компенсировать птицеводам убытки. В это время всё еще остаются неизвестными масштабы трагедии, поскольку непонятно какая ситуация складывается на больших птицеводческих фермах, передает собственный корреспондент «КазахЗерно.kz».

На зону боевых действий похожи села на севере Казахстана. Основной удар этого невидимого глазу, но безумно опасного врага, пришелся на личные подсобные хозяйства и куда более крупные фермы. Жертвы — домашние пернатые. Еще не все владельцы погибшей птицы успели ее утилизировать. Настолько велики потери. Тут остается уповать разве только на то, что это горе  не останется незамеченным. Хотя еще несколько дней назад птицеводы уже и веру потеряли в то, что государство услышит их мольбы о помощи. Оптимизма не внушало отношение местных чиновников от ветеринарии к бедам крестьян. Ведь у некоторых птица начала гибнуть еще несколько недель назад. Учитывая, что в соседних регионах России уже с начала августа вовсю орудовал птичий грипп, нанесший непоправимый урон занятым в птицеводстве сельхозникам, казахстанцы сразу запаниковали. Однако, как рассказывают многие из них, адекватной реакции от ветинспекторов они не получили. Максимум, совет: закройте птицу в сарае. Естественно, подобные полумеры не сработали. Кто успел до того, как беда пришла к нему во двор — забил едва подросшее поголовье самостоятельно. Кто не успел — лишился всего и сразу.

Так сложились обстоятельства и для жителя села Якорь Жаналыка Салгарина. В начале сезона он закупил 1 тыс. голов гусей. Потратил на поголовье 1 млн 850 тыс. тенге. Часть средств — собственные, часть — взятые в кредит. Но получить прибыль, а расчитывал фермер на 6-7 млн, уже не получится. В считаные дни птичий недуг уничтожил всех. Хуже всего то, что для владельца павшей птицы это был единственный источник доходов. И в такой ситуации сегодня находятся многие птицеводы. При этом, до сих пор неизвестно в каком положении находятся североказахстанские птицефабрики. А слухи ведь ходят вокруг них не самые хорошие. Но, дождемся официальной информации.

Североказахстанские фермеры ждут компенсацию за погибшее от птичьего гриппа поголовье

Кстати, если полагаться на данные, которые были озвучены, наконец, чиновниками, то картина складывается следующая. Больше никто никого в неведении держать не будет, в область действительно пришел птичий грипп. Последствия этого заявления минсельхоза закономерны: в охваченных заразой населенных пунктах (а таковых 10 в 7 районах СКО) объявляется карантин. Всемирная организация здравоохранения животных уже уведомлена об этом. Министерством сельского хозяйства с 17 сентября были введены временные ограничения на вывоз живой птицы и инкубационного яйца, пуха и пера, мяса птицы и всех видов птицеводческой продукции, кормов и кормовых добавок для птиц, а также бывшего в употреблении оборудования для содержания, убоя и разделки из Тимирязевского, Жамбылского, Кызылжарского, Тайыншинского, Шал акына, им. Г.Мусрепова, им. М.Жумабаева районов Северо-Казахстанской области.

Для вакцинации животных на приграничных с Российской Федерацией территориях выделены 873 тысячи доз отечественных препаратов против высокопатогенного гриппа птиц. Решением спецкомиссии Республиканский противоэпизоотический отряд КВКН МСХ РК выплатит компенсацию владельцам погибших птиц в размере среднемесячной рыночной стоимости животных.

Так что, соблюдая все бюрократические формальности, за погибшее поголовье фермеры свои деньги получат. Во всяком случае, за заактированное точно. В информации, озвученной североказахстанскими чиновниками от ветеринарии говорится, что в процессе изъятия мертвой птицы должна составляться документация, которая в дальнейшем и будет основанием для возмещения стоимости утилизированной птицы. А как быть с теми, кто поддавшись панике и не дождавшись реакции госорганов, сжег поголовье самостоятельно в бочках, как это и происходило повсеместно? Вопрос… Надеемся, решаемый в пользу фермеров. Ведь держать мертвых птиц несколько дней на подворье, пока ветслужбы опомнятся и наконец приедут и заактируют их — спорное решение. Тем не менее, некоторые фермеры просто вынуждены были на этот шаг.

А у минсельхоза тем временем закономерно возникает новая головная боль — не допустить дальнейшего распространения заболевания. Осень, перелетные птицы — основные источники распространения заразы, активно мигрируют, потому объявиться птичий грипп может не только в Северо-Казахстанской области. В министерстве, как было заявлено 17 сентября во время выхода к прессе, такую постановку вопроса называют правильной и делятся своими соображениями по данному поводу.

«Мы определили, что вспышка высокопатогенного гриппа птиц в СКО началась с перелетных птиц и для того, чтобы минимизировать эти риски сейчас принято решение о начале вакцинации в приграничных с РФ районов РК. Таким образом, будут провакцинированы приграничные районы Костанайской области, СКО, Павлодарской и часть районов Акмолинской области», — прокомментировала вице-министр сельского хозяйства РК Гульмира Исаева.

Окажутся ли эти меры своевременными или помимо коронавирусного карантина нашу страну может накрыть и ограничения из-за птичьего гриппа, пока сказать сложно. Остается надеяться, что теперь у чиновников от ветеринарии хватит расторопности для того, чтобы выполнить свои прямые обязанности и птица перестанет массово гибнуть.

Павел Притолюк
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля