Почему Минсельхоз погряз в приписках

Правительство «спустило деньги в казино, а теперь экономит на семье»

Как говорится в одном анекдоте, осенью просыпаются поэты. В случае с анекдотичным сельским хозяйством Казахстана, осенью просыпаются еще и писатели-фантасты, окопавшиеся в акиматах и Минсельхозе. И придумывают они не романы, а фантастические цифры с итогами жатвы, пишет «КазахЗерно.kz».

Сквозной лохотрон

Как мы не раз писали, в Казахстане десятилетиями складывалась система приписок, когда показанный чиновниками на бумаге урожай не имеет ничего общего с реальностью закромов. Вся вертикаль кабинетных крыс построена по принципу какой-нибудь пирамиды–лохотрона. Правда, обдурить она должна не рядовых участников, а наоборот, тех, кто сидит на самом верху.

Ведь они там от мирских проблем далеки, и уверены, что даже в условиях резко-континентального климата Казахстана, с его неустойчивой погодой, частыми засухами, градом и прочими прелестями зоны рискованного земледелия, крестьяне сезон за сезоном должны собирать стабильные урожаи, постоянно увеличивая их объем.

Сельские акимы, руководители областей, а следом за ними чиновники Минсельхоза это желание хорошо знают. И с готовностью рисуют в своих отчетах благополучную картину: урожай зерна ниже 20 млн тонн в год в их отчетах  считается уже дурным тоном.

Даже в прошлом сезоне, когда одна из главных житниц страны, Костанайская область, почти целиком выгорела из-за летней жары, по цифрам (Минсельхоз стыдливо оговаривался, что это – «оперативные данные») на осенних совещаниях в правительстве министр сельского хозяйства Сапархан Омаров сообщал, что намолочено более 19 млн тонн зерна при средней урожайности 12,6 ц/га. То есть, якобы, почти дотянули до заветной цифры в 20 млн тонн, после которой следуют благодарности, награды и продление полномочий на следующий год.

Трусливый вариант

Почему Минсельхоз погряз в приписках

Правда, долго прятать катастрофичность ситуации в лживых цифрах было невозможно, и зимой, в начале 2020 МСХ РК со скрипом признал, что после доработки объем урожая снизился до 17,4 млн тонн. На 2,9 млн тонн меньше 2018 года, но все — равно терпимо.

Так бы и выехали на этом вранье чиновники Минсельхоза, если бы не пандемия и кризис. На фоне опасений массового вывоза зерна, Сапархан Омаров понял, что реальная картина неизвестна даже ему. Поэтому выходов у него два, и оба незавидные – продолжать делать вид, что зерна в стране хоть завались – и рисковать оставить страну без хлеба; либо признаться во вранье и закрыть экспорт.

Выбрали в МСХ РК третий вариант (самый трусливый)  – квотирование экспорта, в надежде таким образом выиграть время до момента, пока ситуация как-нибудь рассосется.

Что ж повезло – рассосалось.

Причем, рассосалось не само собой, а за счет уже ставшего нормой для страны нелегального перетока пшеницы в Казахстан из России. Однако, если в предыдущие годы эксперты оценивали поступление «серого» зерна в сотни тысяч тонн, то в нынешнем году трейдеры говорят о 5 млн тонн поступлений – и теневых, и официальных. Такого объем зерна Казахстан не закупал с периода всеобщего развала в 90-х.

Кстати, этот объем полностью подтверждает оценки реального урожая зерна в Казахстане в прошлом году на уровне не выше 12 млн тонн. Таким образом, «нарисованную» чиновниками цифру в 17,4 млн и пришлось «добирать» экспортом из соседнего государства.

Карьерные баллы

Почему Минсельхоз погряз в приписках

И что вы думаете, печальный опыт чему-то научил наших чиновников? Конечно, нет. Ведь приписки – это условие сохранения ими своих теплых мест. Поэтому уже и звучат  прогнозы на урожай нынешнего года на уровне 18 – 18,5 млн тонн. Откуда? Ведь погодные условия были примерно аналогичны прошлогодним. Ну, может, чуть лучше. Засуха держалась половину лета – жара на фоне отсутствия осадков. В зоне поражения снова Костанайская область. При этом, массовая уборка впереди, и не известно, как она пройдет. Начало страды уже не радует – дожди не дают технике выйти в поле. Поэтому, реально стоит ждать урожая на уровне прошлого сезона, то есть, 12 – 13 млн тонн. Ну, может быть 14 млн, если с погодой в сентябре все-таки повезет.

Так откуда, позвольте спросить, неуемный оптимизм Минсельхоза и цифры выше 18 млн тонн? Глупость? Трусость? Или привычка к вранью?

Отчасти в этом виновата не только позиция самих государственных винтиков, но и существующая система оценки эффективности руководителей: администрация главы государства выставляет министру сельского хозяйства баллы в том числе и за объем урожая. Не показал рост (или хотя бы близкий к прошлогоднему результат) – пиши пропало для карьеры.

«Бумажные» рекорды

Почему Минсельхоз погряз в приписках

Последствия существования государственной системы приписок намного серьезнее, чем можно подумать. Это не просто  невинная «игра» с цифрами – это искажение базовой картины отрасли, исходя из которой правительство строит всю стратегию развития.

И что у нас получается сейчас? Год за годом положение большинства фермеров ухудшается: все менее доступны кредиты, все дороже горючее, все недоступнее новая техника, все хуже семена, все менее плодородна истощенная почва.

И при этом, из-за приписок, на бумаге – все прекрасно! Урожаи растут, поголовье скота увеличивается, механизация шагает по стране!

Именно такую картину и принимает за чистую монету высшее руководство РК. И не считает нужным проводить какие-то революционные реформы в отрасли – то же обновление на 80% изношенного парка на фоне сообщений о рекордных урожаях не кажется нужным. Мол, зачем – и так же все в ажуре!

Или кредитование полевых работ, которое сейчас холдинг КазАгро обеспечивает лишь на 10%. Возникает вопрос – может, подкинуть больше дешевых «длинных» кредитов? И снова, на фоне ложной статистики, звучит мнение – а зачем, и так же все хорошо!

Стоит ли после этого удивляться, что год за годом развития агропромышленного комплекса мы не видим – напротив, идет деградация. Программы развития АПК рушатся одна за другой. А всему виной лживая картина, нарисованная специалистами по припискам.

Без шума и пыли

Почему Минсельхоз погряз в приписках

Выход из этой ситуации может быть только один – исключить зависимость оценки деятельности местных акиматов  и руководства Минсельхоза  от объемов урожаев.

Ведь не в них дело! Намного показательнее характеристика уровня жизни населения в селах. Будут жить сельчане хорошо, прекратится отток людей из аулов в города – значит, все хорошо в сельском хозяйстве. Значит, отрасль развивается, появляются рабочие места, растет прибыль хозяйств – и увеличиваются зарплаты рядовых работников.

По идее, чиновники вообще не должны собирать статистику. Отчетность необходимо строить только на тех данных, которые представляет сам бизнес. И если у чиновников не будет необходимости «нагибать» крестьян в сторону приписок, данные от самого бизнеса будут объективными.

А нынешняя погоня за цифрами – просто бумажная пыль в глаза, в руках чиновников превратившаяся в удобный инструмент скрывать за приписками свои провалы и ошибки.

Мырзабек Смагулов
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. көбірек

    Хорошее тема и предложение если действительно хотим поднимать сельское хозяйство. Но было ли оно услышано? Бұл өндірісті ұлғайту үшін қажет, сондықтан әрбір адам көбірек өнім өндіріп, көп жалақы алады.

    Ответить
  2. Аскар

    В каждой стране есть собственная мафия, но не у каждой мафии есть собственная страна

    Ответить
  3. Леонид

    В Кустанайской области прошлом году убрали всего 1 500 000 т

    Ответить
  4. Қайрат

    Біздің Қазақта ауруын жасырған өледі дейді

    Ответить
  5. Бахытжан

    С зерном с России завезли, есть вариант. Что делать с животноводством, вот где кошмар по припискам, потому что это прямо влияет на показатель работы Акимов. А деньги государства выделяются огромные вот бы где АГДС и КНБ покопаться. Перевернуть не сложно бояться сверху реальных цифр или кому-то выгодно?

    Ответить
  6. Садыров Дуйсехн

    В результате убийственной политики нашего руководства в отношении сельского хозяйства, его доля в ВВП страны сейчас составляет около 5%, тогда как в 1980 году составлял 22,6%, в 1990 году — 34%. Таково положение несчастного сельского хозяйства и соответственно, проживающего в сельской местности населения.

    Ответить
  7. Марат Итегулов

    В статье все правильно описано с приписками по урожаю зерновых. Но есть ещё и прописки и рисованные цифры по надою молока от ЛПХ и фермерских хозяйств. Ведь никто не ведёт учёт по надою молока у населения и КХ. Такое же положение и по мясу. Если нужно нарисовать хорошую картину по молоку и по мясу, чиновники без стыда и сама нарисуют столько сколько надо для хороших показателей. Ведь эти цифры никто не перепроверит. А если даже и случится облом, то можно спокойно уволиться и ничего за это не будет. Если раньше за прописки сажали, то сейчас — нет.

    Ответить
  8. Ахмат

    Горячие головы , грязные руки и холодные сердца у этих моральных уродов.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля