Сельчанам нужно снизить пенсионный возраст

Аулы ждут голубое топливо

Так считает глава крестьянского хозяйства «Анара» Серик Садвакасов, участвующий в выборах кандидатов в члены Регионального совета Палаты предпринимателей «Атамекен» Павлодарской области. Он трудился на промышленных предприятиях Экибастуза, занимался бизнесом. В 2009 году Садвакасов основал фермерское хозяйство, расположенное за рекой Шидерты, на месте бывшего третьего отгона совхоза «Комсомольский». Под пастбища и пашню получено 13840 гектаров. На территории хозяйства пробурены три водозаборные скважины, установлен ветряной насос, построены дома для работников, приобретена сельхозтехника. В хозяйстве занимались разведением крупного рогатого скотаказахской белоголовой породы, в настоящее время переключились на коневодство, пишет собкор «КазахЗерно.kz».

Серик Тельманович рассказывает:

— Поголовье составляет более 500 лошадей. Они не требуют заготовки большого количества кормов, менее подвержены инфекциям, их приспособительные качества в условиях пастбищного содержания общеизвестны. За пять лет намерен довести поголовье до 3000 лошадей. Однако я планирую в ближайшие 10 лет  иметь не просто конеферму, а заняться селекцией и  выведением нового экибастузского типа казахских лошадей на основе актюбинской мугалжарской породы и восточно-казахстанских жеребцов типа жабе. Мы заключили договор с Толегеном Шонаевичем Асанбаевым, кандидатом сельскохозяйственных наук, профессором (доцентом) кафедры «Зоотехнология, генетика и селекция» агротехнологического факультета Павлодарского государственного университета им. С.Торайгырова. Профессором в регионе создано около 10 племенных хозяйств по разведению лошадей казахской породы типа жабе, в том числе знаменитое экибастузское КХ «Табыс».

Разумеется, процесс очень сложный, длительный, а главное — дорогостоящий. Но технологии не стоят на месте, совершенствуются. В настоящее время основным репродуктором конематок мугалжарской породы служат конефермы Актюбинска и Караганды. У них одна конематка стоит более 700000 тенге! Мугалжарская порода отличается более высокой мясо-молочной продуктивностью. Генетический потенциал по живой массе кобыл достигает 560 кг, а жеребцов – 600 кг. Чтобы нашим фермерам не ездить за ними в Актюбинск за 700 километров, планирую в Экибастузском районе создать племенное коневодческое хозяйство. Нетрудно прикинуть, какие понадобятся вливания.

Сельчанам нужно снизить пенсионный возраст
Серик Садвакасов

В следующем году мы начинаем доить кобылиц механизированными аппаратами. Наладим  производство кумыса и парного кобыльего молока — саумал — природного иммуномодулятора, особенно эффективного при обменных нарушениях, болезнях печени и гастрите. Рекомендуют саумал в качестве профилактического средства при легочных заболеваниях…

Мы в прошлом году засеяли ячмень, в этом — скосили в первый раз. Посадили 200 гектаров люцерны, из зеленой массы которой думаем делать питательные гранулы…

— Какие проблемы сельского хозяйства и сельчан можно решить через НПП РК «Атамекен»?

— Сельчане бегут из аулов в город, снимают квартиры, устраиваются в охрану, в кафе, на рынки, — отвечает Серик Садвакасов, — словом, на низкоквалифицированные рабочие места. Карантинные меры закрыли доступ и к этой работе. Оказалось, можно обойтись без официантов, парикмахеров, певцов, туроператоров и еще без массы, казалось бы, непыльных профессий, вот только кушать хочется всегда! Чтобы удержать земляков в селах, нужно последовать примеру предпринимателей Алматинской области, установивших зарплату табунщикам 500000 тенге, построивших на отгонах настоящие коттеджи со светом, центральным отоплением, интернетом…

Через «Атамекен» можно добиваться выхода сельчан на пенсию раньше ныне принятых общеказахстанских сроков. Посмотрите: в заботах о скотине крестьянам нет покоя ни днем, ни ночью. Труд наших аулчан в большинстве своем практически не механизирован. Организм человека от этого быстро изнашивается. И почему бы НПП «Атамекен», как органу, созданному для защиты интересов бизнесменов, не предложить снизить пенсионный возраст до 55 лет людям, живущим в селе более 10 лет?! Сельчане были бы больше заинтересованы жить в родном ауле, а не скитаться по съемным углам в городе…

Средние товарищества, местами уже и малые фермерские хозяйства приобретают дорогостоящую технику, а посадить за «баранку» некого! В сельские школы нужно вернуть уроки трактороведения и автовождения…

Программа «С дипломом в село» теперь включает сельскохозяйственные профессии, но есть одно условие: отсутствие кредитов. А большинство молодых специалистов к получению диплома в кредитах увязли уже по горло! Это могут быть кредиты образовательные (не все же на гранты учатся!) и потребительские… Выход: государство вместо подъемных, а, может, и вместе с ними, должно возобновить раздачу скота через СПК для молодых специалистов. Только сделать надо не как у нас пошло: раздали и забыли, а как поступили в Китае, откуда был взят этот опыт, — под ключ. В Китае, если дали фермеру землю, выдают семена и технику, забирают собранный урожай. Молодому фермеру не нужно ломать голову, какой следующий шаг сделать?!

Надо у людей ломать психологию доступности кредитов: берешь чужие, а отдаешь свои деньги, а то и теряешь право на другие блага… У нас даже немалые кредиты по программе «Сыбага» умудряются истратить на свадьбу!

Кадровый вопрос отчасти может решить цифровая карта работников. В Германии, чтобы устроиться куда-то на ферму, нужно предъявить рекомендательное письмо от прежнего работодателя, которое можно проверить по базе. И чтобы иметь хорошую репутацию, ради хорошего места рабочий будет стараться…

Сельчанам нужно снизить пенсионный возраст

— В предвыборной программе вы предлагаете создать мобильную рабочую группу для обсуждения и участия в государственных программах по развитию сельского хозяйства. Это альтернатива Союзу фермеров?

— Не все фермеры могут выехать на совещания, узнать новости. Отделы сельского хозяйства создают чаты, а интернет везде имеется?! В 20 км от областных центров нет никакой связи! В любом районе необходим костяк из глав крестьянских хозяйств, решающий вопросы ремонта дорог, возведения дамб и доведения до властей прочих злободневных проблем…

Одной из них является участие КХ в государственных программах квот для часто меняющихся правил субсидирования. Хорошо, что закрыли границы для вывоза скота в Узбекистан и Россию! Личные подсобные хозяйства или молочно-товарные фермы сдавали скот и молоко в соседние страны, потому что перекупщики брали дороже! А наши молокозаводы и мясокомбинаты простаивают. Сырья нет! Между тем, фермеры получали субсидии за породное преобразование скота и разницу за стоимость литра молока от государства! Кто принимал правила субсидирования и в чьих интересах — тоже ни для кого не секрет…

Вызывает вопросы имеющаяся «вилка» в Законе о земельных отношениях: никто не знает, где есть свободные земли. На недавнем совещании аким Павлодарской области обратил внимание на введение прозрачной базы земельных угодий. Бывает, фермер собирает полгода документы для участия в аукционе, а в отделе земельных отношений заявляют: извините, права на участок выиграл другой! И никто не знает, когда тот успел собрать нужные бумаги! В членах комиссии по проведению конкурсов на землю категорически не должно быть заинтересованных лиц, а если включают депутата маслихата, то ни в коем случае не от сельского хозяйства!

Из-за пандемии коронавируса предпринимателям сделали послабления по кредитным платежам. Почему бы не составить меморандум с банками на послабления  кредитования сельхозтоваропроизводителей при неурожайном сезоне или зимнем джуте? С какой прибыли крестьянину платить?!

Форвардный закуп зерна тоже сомнительная услуга: цыплят по осени считают, цены на урожай будут совсем другие… И к сожалению, страхование в сельском хозяйстве не работает…

Алма Кульниязова
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля