Что останется от Сырдарьи?

Сельхозугодья защищены от паводков

В нынешнем году маловодье на Сырдарье вызывает особую тревогу у кызылординцев. То и дело неравнодушные горожане выставляют в социальные сети фото и видео того, как обмелела река, передает собкор «КазахЗерно.kz». Вместо полноводной реки в городской черте остались узкие ручейки, при виде которых становится страшно: что останется нам от Сырдарьи?

Специалисты водного хозяйства области объясняют, что воды нет по нескольким причинам. Внешние, которые необходимо решать на международном уровне и, они, по их мнению, самые главные, и внутренние – на что расходуется сырдарьинская вода  в своем государстве, то есть на территории Туркестанской и Кызылординской областей.

– Река Сырдарья – трансграничная, она берет начало в горах Таджикистана и протекает по территории этой страны, Узбекистана, Кыргызстана, и вдоль Туркестанской и Кызылординской областей, -говорит исполняющий обязанности руководителя  Арало-Сырдарьинской бассейновой инспекции по регулированию, использованию и охране водных ресурсов Жумахан Нурсеитов.  – Маловодье в этом году и в этих странах. Узбекистан, зная о грядущей ситуации, к примеру, сократил в этом сезоне посевы хлопка на 1/3 часть. У нас в области посевы сельхозкультур никто из земледельцев не сократил, несмотря на многочисленные предупреждения на различных совещаниях, которые проводились в нашей области по этом поводу.  Если учесть, что наша область находится в нижнем течении реки, то представьте в маловодье пока вода дойдет до нашей области, пройдя территории трех стран, да еще после соседней Туркестанской области, что нам останется? Чтобы не остаться  без воды, нужно было договариваться на государственном уровне заранее, за год вперед, но у нас слабые  межгосударственные водные отношения. И это главная причина того, что  один год у нас маловодный (к примеру, 2018 год был таким как нынешний), то с угрозами  наводнения, как 2019 –й.

Нужно понять, что прошло то время, когда паводок был  нашим личным делом, с наступлением независимости каждой из стран,  мы зависим от того, сколько гидроэлектроэнергии выработают наши  соседи по реке. Сколько они оставят себе, а сколько выделят нам.  И это, самая главная причина того, что воды нет. Если в иной год  в горах Таджкистана, где берет начало Сырдарья, выпадет мало осадков, то маловодье будет во всех странах –соседях по реке. Как в этом году, например.

С изменением климата, о котором многие годы твердят ученые, состояние ледников  и  количество выпадающих осадков влияет на уровень воды в Сырдарье. В этом году осадков выпало мало, и вот итог. А когда начнется таяние ледников, неизвестно. К тому же, во всех странах растет количество городов и людей.  В том числе и в нашей области, где оно уже почти 800 тысяч человек. Поэтому некорректно сравнивать, сколько на нужды людей уходило воды 20 лет назад и сейчас. Кызылорда растет, увеличивается потребность в воде.

Что останется от Сырдарьи?

Внутренняя причина, и она, немаловажная, -наши люди не умеют  экономить воду. Во всем мире воды дефицит воды уже не одно десятилетие, но мы, привыкшие еще с советского времени, что вода у нас дармовая, не экономим ее ни в быту, ни в производстве, ни в сельском хозяйстве.  Сырдарьинская вода  в нашей области уходит  для сельского, рыбного хозяйства, промышленных, коммунально-бытовых нужд, и в Арал. Больше всего ее нужно для орошения, например, в 2019 году для этого было использовано более 7 млрд. куб. метров.  Имея в области подземные водохранилища, кызылординцы до сих пор пьют воду из Сырдарьи. Нельзя ли в целях экономии тогда уж начать разработку еще нескольких подземных месторождений?

Каждый год, как только начинается вегетационный период, для магистральных каналов Кызылорды по согласованию со специалистами  инспекции,  готовится  график забора воды. Без него трудно  контролировать своевременную подачу воды и ее расход.

– Сегодня мы находимся в командировке в трех районах области –Сырдарьинском, Жалагашском и Кармакшинском, -говорит руководитель областного управления сельского хозяйства Сеилбек Нурымбетов. –У земледельцев здесь проблемы с поливом. Говорят о дефиците воды, нужно обратить внимание, что нужен ремонт всей водохозяйственной системы области, переход на сельскохозяйственные культуры, потребляющие меньше воды и внедрение новых влагосберегающих технологий в сельском хозяйстве. К этому наш регион идет поэтапно. Что касается того, что поливной воды не хватает сельхозпроизводителям, то о предстоящем маловодье были заранее предупреждены все сельхозпроизводители области. Так как мы не  имеем права запретить им сажать, то мы дали рекомендации. Но многие, как видим, не приняли всерьез.

В этом сезоне, по словам специалиста, больше почти на 10 тыс. га  посадили риса, чем ожидали и посевы  его в области почти 90 тыс. га. С 2018 года, т.к. на этот продукт увеличилась цена, многие сажают его даже неофициально. Но нынешнее маловодье послужит примером тому, что нужно учитывать мнения специалистов, а не надеяться на авось.      

Как отмечал недавно в одном из своих выступлений министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев, в  нашей стране  1,5 млн. га орошаемых земель. Есть средневзвешенная норма для орошения сельхозкультур –8,6 тыс м3/га для полива этих  1,5 млн га. Но у нас расход – 12,3 км3 воды в год. Если снизить  расход до 6 м3/га этим же объемом воды можно полить  2 млн.га.   Потери воды нужно исключать  на поле, внедрять новые технологии, таким образом можно сэкономить  до  33% поливной воды. Ясно, что на переход  этих технологий требуются немалые деньги и время. Пока с ними экспериментируют только крупные хозяйства области. Между тем, как  считают  международные эксперты, через 20 лет  водопотребление Казахстана вырастит на 56 %, а дефицит воды дойдет до 12 км3 в год. В республике подготовлен проект концепции «Государственной программы управления водными ресурсами Казахстана на 2020-2030 годы»., возможно, имеющие в нем варианты решения дефицита воды, принесут ожидаемые результаты.

Мира Жакибаева
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Михаил Кругов

    Растущий спрос на воду со стороны различных отраслей промышленности неминуемо повысит цену на этот ресурс. При этом дефицит воды также будет расти. К 2035 году 40% населения планеты будут жить в районах, испытывающих трудности с водоснабжением.

    Ответить
  2. Жамбыл

    На выращивание 1 яблока уходит 70 литров воды — по данным ФАО.
    Когда вы выбрасываете продукты, то вместе с ними выбрасываете все ресурсы, которые были вложены в их производство

    Ответить
  3. Ергали

    Если бы все фермеры Узбекистана перешли на капельное орошение, то проблема высыхания Аральского моря исчезла бы сама по себе.
    Капельницы доставляют равномерное количество воды и удобрений к корням растений, что позволяет повысить урожайность и сократить использование воды в 2-5 р

    Ответить
  4. Ергали

    Израиль — прекрасный пример

    Ответить
  5. Фархат

    Самым крупным потребителем воды является сельское хозяйство, на долю которого приходится почти 70%, а в ряде развивающихся стран — до 95% всего забора воды.
    Для производства 1 тонны зерновых, нужно 1 500 кубометров. воды. То есть на выращивание 1 кг зерна уходит 1,5 тонны воды

    Ответить
  6. Александр

    ООН 🇺🇳: К концу столетия температура в Централь Азии может повыситься на 4°C; это усугубит воздействие экстремальных погодных явлений: наводнений, оползней, селей, засух, сильных ветров, лавин — природных опасностей, которые уже сейчас представляют серьезную угрозу

    Ответить
  7. Аслан

    Нидерланды стали вторым крупнейшим в мире экспортером продовольствия, сократив при этом использование воды на 90% и практически полностью покончив с применением пестицидов. Основная причина такого успеха страны — использование высокотехнологичных теплиц.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля