Как сберечь былую славу?

Министр обещает возобновить экспорт продовольственных товаров

Решил ещё раз написать о гречке. Тема не новая, но, что интересно, год от года возникают с этой культурой и крупой схожие ситуации. Когда начиналась пандемия – гречка опять подорожала и у нас и в России. И колебания цен именно для этой культуры остаются делом привычным, передает собкор «КазахЗерно.kz».

Сегодня среднюю по Павлодарской области цену гречки местного производства назвать трудно – в разных магазинах цены отличаются. В небольших магазинах обычная развесная гречка стоит 365-370 тенге за килограмм. Это почти в два раза дороже, чем ещё год назад. В городских сетевых магазинах всё ещё круче. Например, в «Смоле» трехкилограммовый пакет гречки «Царской павлодарской» предлагают по 1619 тенге. Зато местная полуторакилограммовая ядрица торгуется по 550 тенге, в сети «Лидер» обычная местная развесная крупа – по 350 тенге за кило, а ядрица – по 510. 800-граммовый пакет российской гречки – 395 тенге. Вот и выведи тут среднюю цену. Так что цены, как видим, кусаются. Раньше, до пандемии, хотя бы на ярмарках крупу можно было взять подешевле. Сейчас такой возможности нет. И в принципе, после спада цены года два-три назад, всё вроде бы устаканилось, особых всплесков не было – разве что небольшие сезонные изменения. А сейчас происходит почти то же самое, что и года четыре назад, когда гречка сильно подорожала. А что будет дальше, после сбора урожая нынешнего года, если учитывать, нынешние весна и лето принесли засуху? Точные прогнозы сегодня вряд ли кто-нибудь сможет дать. Тем более, многие вспоминают всплеск пятилетней давности, когда гречка стоила на прилавках больше 350 тенге за кило. И была она в основном российской.

Конечно, высока или нет цена – вопрос больше философского плана, потому что каждый из нас будет соизмерять её со своим кошельком и только на основе этого делать какие-то выводы. Но поднимать время от времени вопрос стоимости гречневой крупы приходится, прежде всего, потому, что именно эта крупа колеблется в цене постоянно. В советское время, когда за сдачу гречихи государству производителям шли солидные дотации, обычно определяли цену гречихи в зависимости от сложившейся цены на пшеницу. Определяли централизованно, и государство тут активно регулировало цену. Крупяная культура всегда стоила раза в два дороже пшеницы и была выгодна производителям при любом погодном раскладе. Ну, а сейчас, как удалось понять, всё зависит от первичного звена в производстве. Ну и ещё – от размеров производства. Речь не о том, что сами хозяйственники, выращивающие гречку, самостоятельно играют ценами как хотят, а, на мой взгляд, в отношении государства к этой полезнейшей для людей, питательной и диетической продукции. Точнее, всё дело в том, что государство никак не регулирует производство, не мотивирует его, а потому ценообразование уже не первый год носит стихийный характер и полностью зависит от того, сколько продукции у нас произведено и какой был урожай гречихи у наших крестьян и в России. Чуть похуже урожай – и цена взлетает вверх неимоверно, урожай побогаче – и гречка на прилавках быстро дешевеет. Кроме того, гречка, на мой взгляд, в последние годы стала своеобразной лакмусовой бумажкой, отражающей ситуацию на продовольственном рынке, где нет ничего постоянного, где характерны чаще взлёты и реже – движение цен вниз.

Крестьяне, занимающиеся этой культурой, не раз говорили мне, что выращивать гречиху стало рискованно. Мало того, что это сама по себе культура довольно капризная и требующая к себе постоянного технологического внимания, так ещё и цены на неё нестабильны и мало предсказуемы. А государственной политики в ценообразовании как не было, так и не проглядывается. Три года подряд, до нынешней зимы, закупочная цена гречихи, снизившись, почти стояла на месте — в эти годы был неплохой урожай и у нас, и в России. И цена оказалась подвержена лишь незначительным колебаниям. А раз уж мы в значительной степени зависим от ценовой ситуации в соседней стране, то стабилизация нас коснулась напрямую, да и продаём мы в Россию гречихи довольно много. Ведь Россия и Украина больше всех и производят и потребляют гречки.

Как сберечь былую славу?

Мы производим немало гречихи на полях области – в прошлом году её выращивали на 60800 гектарах, а нынче посевы немного уменьшили, в общей сложности имеем в этот сезон 58400 гектаров гречишных полей. Самые крупные производители – хозяйства Успенского района, земледельцы района Теренколь, понемногу сеют железинцы и до 11 тысяч гектаров выращивают в Щербактинском районе, большей частью в – ТОО «Победа». В благоприятный год после рефакции и очистки в области было на продажу примерно 17-18 тысяч тонн гречихи, подлежащей переработке. А павлодарцы, как показывает практика, в год потребляют две – от силы две с половиной тысячи тонн гречневой крупы. Все остальное, ясное дело, идёт на продажу за пределы области, в том числе и на экспорт. А раз так, то многое и зависит от сложившейся рыночной конъюнктуры, зачастую крайне неблагоприятной именно для производителя. Крестьянин, когда сеет гречиху весной, по-прежнему не может знать, какова будет закупочная цена осенью. В такой обстановке что-то планировать просто невозможно, а это неправильно. Крестьянин с весны должен иметь представление, почем он сможет продать товар – и не только гречиху, но и другие зерновые культуры. 

Хотя можно подойти к вопросу и по-другому. Переработчики области готовы ежегодно принять более 125 тысяч тонн проса и гречихи, но мощности перерабатывающих предприятий загружены от силы на треть. Не хватает сырья. Поэтому и у переработчиков крупяные культуры, прежде всего, гречиха, становятся культурами риска. Хотя гречиха и считается экспортным товаром в большей степени, чем внутренним. Сегодня, и это давно не секрет, берутся за выращивание гречихи хозяйства, способные обеспечить все технологические требования её производства. То есть достаточно крупные КХ и ТОО, способные выдерживать технологические параметры выращивания этой культуры. Таких хозяйств по области мало.

А если вспомнить, то появление гречихи на наших землях имеет довольно драматичную историю. О ней было в своё время хорошо написано в книге Юрия Поминова «Крупяной клин». Так вот, Казахстан при СССР занимал третье место в Союзе по площадям гречихи – после России и Украины. При этом самой «гречишной» считалась именно Павлодарская область – до 77 тысяч гектаров сеяли в лучшие годы, 12 процентов всего союзного гречишного клина. Это не всех радовало, но план всё равно доводили, и гречиха приживалась на павлодарских землях.

Кстати, гречихой в области стали заниматься, чтобы улучшить экономику села, закупочные цены на нее при СССР, повторю, стабильными и высокими, значительно выше, чем на пшеницу. Постепенно учились выращивать гречиху, и только с годами появлялись опыт, применимые в наших условиях технологии, определились тогда в области и лидеры гречишного производства. Например, совхоз «Бобровка» Качирского района, совхоз «Мирный» Железинского района, колхоз «Победа» Щербактинского района.

Сейчас многое изменилось, но в ряде хозяйств области сохранены и преумножены отработанные ещё тогда технологии. При этом отрицательную роль играет именно непонятная ценовая ситуация на гречишном рынке. Мы почему-то даже не собираемся изобретать какие-то новые стимулы для увеличения производства гречихи, хотя, что может быть лучше приемлемых и стабильных закупочных цен? Несколько лет назад за гречиху платили неплохие субсидии, гораздо больше, чем за ту же пшеницу. Но потом Правительство заявило об уходе от «гектарных» субсидий. Это, конечно, благо, потому что «гектарные» субсидии зачастую порождали иждивенчество, а их расходование было непрозрачным. Но, сделав шаг в сторону, нужно же было, согласитесь, продумать стимулирование выращивания гречихи каким-то другим способом.

Как сберечь былую славу?

Возделывание гречихи в любом случае должно поощряться, и если уж решили не платить за гектары, то можно субсидировать по факту, например, в момент продажи переработчикам. Так, как это сегодня делают в США. Ведь уже совершенно очевидно: без дополнительного стимулирования проблему расширения гречишного клина, наверное, не решить. Во всяком случае, сколь-нибудь заметно, не случайно, наверное, нынче пошли на сокращение областного гречишного клина.

И пойдут ли теперь на расширение посевов в будущем новые игроки? Ведь, повторю, гречиха культура капризная, здесь всё и всегда надо делать вовремя, много тонкостей и технологических сложностей. Без хорошего шлейфа техники, без опытных механизаторов и без пчёл для опыления, наконец, за гречиху лучше и не браться. А если так, если ничего не делать и просто наблюдать за постоянными ценовыми колебаниями, можно вообще потерять эту культуру в нашей области. Может быть, это и преувеличение, но тенденция уже проглядывается. Ведь крестьянин сегодня исходит из одного посыла, определяя структуру посевных площадей: выгодно или невыгодно. Но думается, действовать надо как раз в другом направлении – возрождать былую славу Павлодарской области, как области «гречишной».

Да, мы теперь испытываем некоторое конкурентное давление со стороны соседней России, да и Украины тоже. А приграничный Алтайский край – по сути, основная житница гречихи в России. И российская гречка свободно лежит на прилавках в наших магазинах. Но она значительно дороже местной, хотя упакована в мелкую фасовку очень красиво и удобно. У нас граждане предпочитают брать местную гречку, да еще и в социальном магазине, чтобы подешевле. Те, кто побогаче, берут хоть местную, хоть импортную ядрицу, обработанную паром. Уже распробовали.

Но конкуренция с Россией даёт и другой эффект – в области самые крупные переработчики гречихи – это ТОО «Колос» в Павлодаре, ТОО «Зерноград» в Павлодарском районе и ТОО «Егер» в Железинском районе. Есть крупорушка и в Щербактинском районе. Все они испытывают недостаток сырья, это при том, что, повторю, хозяйства области производят гречихи немало. Переработчики подтверждают – отправлять гречку на продажу в Россию бывает предпочтительней, чем пытаться сбыть её на месте. Особенно, если в очередной раз вдруг на неё подскакивает цена в той же России. Понятно, что соответственно отреагируют как оптовые, так и розничные реализационные цены.

Нельзя не видеть, что павлодарский рынок хорошо насыщен гречкой – как местной, так и российской, значит, нашим переработчикам придётся, как и прежде, искать сбыт за пределами области. И эта практика существует далеко не первый год. В свое время экспортировали гречиху и в Кыргызстан и даже в Туркмению. Переработчики, естественно, предпочитают вагонные поставки, поэтому ищут покупателей посолиднее.

Многому уже научились у Россиян, постепенно начинаем выпускать гречку в красивой мелкой упаковке. А ещё несколько лет назад именно из-за крупной упаковки, в основном, в мешках, теряли конкурентные преимущества. Теперь многое поменялось, хотя крупные партии по-прежнему отправляются в мешках. И, как говорят, нередко потом возвращаются к нам же, но уже в мелкой фасовке, красиво упакованными. Тем более что покупатели, среди которых пожилые люди, диетчики, предпочитают именно такую. Поэтому россияне по-прежнему успешно конкурируют с местной крупой, в то время как наши производители отправляют в Россию продукт оптовыми партиями, теряя добавленную стоимость, которую могли заработать. Теперь вижу и местную гречку красиво упакованной, так нужно пытаться её вывозить в Россию именно в таком виде. Магазины зачастую сами фасуют крупу в обычные полиэтиленовые мешочки, но торговцам тоже не хочется лишний раз заморачиваться ручной фасовкой. Современный товар – это хорошо и красиво упакованный товар. Пусть и дорогой.

Владимир Гегер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля