Как пандемия повлияла на продовольственную безопасность Центральной Азии

В Кызылорде взлетели цены на имбирь, лимоны и овощи

Оценку влияния пандемии COVID-19 на продовольственную безопасность стран Центральной Азии подготовил в начале июня Сергий Зоря, ведущий экономист по вопросам сельского хозяйства Всемирного банка в Центральной Азии.

Опасный уровень

В центре внимания специалиста были три вопроса: как пандемия уже повлияла на аграрный сектор региона, что страны предприняли для смягчения последствий, что ждет отрасль после завершения карантина.

— Интересно, что оперативные данные (за последние 3 месяца 2020 года) уже позволяют сделать определенные выводы об устойчивости отрасли сельского хозяйства, определить слабые места и перспективы, — рассказал корреспонденту «КазахЗерно.kz» Ербол Есенеев, заместитель председателя Союза фермеров Казахстана. — В частности, наблюдается серьезные скачки цен на продукты питания,  объясняемые паническим потреблением и накоплением запасов. Люди начали запасаться впрок сахаром, мукой, крупами. При этом, в целом доступ населения к продовольствию снизился из-за резкого сокращения доходов уязвимых слоев населения.

По данным Всемирного банка, пандемия приведет к увеличению числа бедных в странах Центральной Азии с 0,6 до 2,6 млн. человек. Тут роль играет тот факт, что доля расходов жителей региона на продовольствие составляет 40 – 60% семейного бюджета. Это делает их особо уязвимыми к скачкам цен. Для сравнения, в Германии эта доля на уровне 10%.

Минус овощи

Как пандемия повлияла на продовольственную безопасность Центральной Азии

Другим важным следствием стали сбои в цепочках поставок семян, агрохимии, запчастей и других ресурсов, необходимых для успешного проведения полевых работ. Это еще может сказаться на объемах урожая нынешнего сезона.

Обращаясь к среднесрочным последствиям, Сергий Зоря прогнозирует снижение спроса на плодоовощную продукцию из Центральной Азии на рынке России. Пример этого вы видели в Туркестанской области, где остался невостребованным огромный объем ранней капусты. Этот фактор может оказать существенное влияние на сбыт и осенью, поскольку Россия традиционно закрывает до 50% своей потребности поставками из ЦА – это фрукты, овощи и виноград. Конкуренцию нашему регионы вполне способна составить Турция, имеющая преимущество в транспортировке благодаря выходу к морю.

Статистика эту оценку подтверждает: по итогам I квартала 2020 года экспорт плодоовощной продукции из Узбекистана упал на 25% по сравнению с I кварталом 2019.

Председатель союза картофелеводов и овощеводов Кайрат Бисетаев рассказал, что традиционные весенние поставки моркови из Казахстана в сибирские регионы в нынешнем году составили лишь 8 тыс. тонн против 16 тыс. тонн годом ранее. Аналогичная отрицательная динамика и по семенам картофеля, которых удалось экспортировать в два раза меньше. 

Полная зависимость

Как пандемия повлияла на продовольственную безопасность Центральной Азии

В итоге, ограничение с реализацией усугубит проблемы сельхозпроизводителей с погашением кредитов и поиском средств на текущие расходы.

— При этом, есть и большой плюс для отрасли: спрос на продукты питания сохраняется в любой ситуации, что поможет сельскому хозяйству избежать рецессии и чувствовать себя увереннее других секторов экономики, — отметил Ербол Есенеев. —  Так, если мировая цена на металлы и уголь «просела» на 15-20%, то мировая цена на продукты питания снизилась лишь на 2-3%. Из этого можно сделать определенный вывод, что сельское хозяйство в ближайшей перспективе станет стабилизатором  и драйвер экономического роста.

При этом, по оценке Всемирного банка, перед сельхозотраслью стран Центральной Азии стоит задача расширения поддержки фермеров через льготное кредитование, расширение инфраструктуры орошения, открытие новых рынков сбыта, дальнейшую цифровизацию. Эти меры эксперт считает более эффективными, чем прямое субсидирование, поскольку субсидиями охвачена лишь малая часть фермеров.

— Важный для Казахстана совет состоит в совершенствовании управления госрезервами продуктов питания, включая их постоянную оценку и мониторинг, — сказал Ербол Есенеев. — Пандемия показала, что сейчас в стране никто, в том числе и Мнисельхоз РК, не располагает объективной и полной информацией по наличию продовольствия. Это привело к проблемам с ограничением экспортных отгрузок в марте и апреле и убыткам трейдеров и производителей. При этом, Всемирный банк отметил огромную зависимость Центральной Азии от муки и зерна из Казахстана – наша стана обеспечивает 90% поставок. Веденное весной квотирование экспорта этих товаров усугубило продовольственный кризис в регионе.

Серик Султанов
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля