Государство само толкает предпринимателей в теневую экономику

Экспорт российской сельхозпродукции в 2018 г. составит около $26 млрд - МСХ

Ученые призывают власть не тратить сотни миллиардов тенге на возрождение промышленности и отказаться от НДС. Если освободить от НДС обороты по производству, переработке, торговле, экспорту, импорту сельхозпродукции, мы получим мощный толчок развитию всего АПК.

Такую мысль озвучил Председатель Правления АО «НАНОЦ» Толеутай Рахимбеков.

«Я говорю: не надо тратить сотни миллиардов, давайте просто откажемся от НДС. Хотя бы давайте освободим от НДС обороты по производству, переработке, торговле, экспорту, импорту сельхозпродукции. Это дало бы мощный толчок развитию всего АПК. Одна эта мера была равна всей сегодняшней господдержке отрасли», — считает Рахимбеков.

НДС в Казахстане был введён впервые в 1993 году с принятием Закона РК «О налогах и налоговой системе в РК». Было установлено две ставки НДС — 28% для коммерческих предприятий и 21,88% для производственных. До него Казахстан жил с налогом с продаж по ставке 5%, который ввели ещё при закате Советского Союза Указом Президента СССР М.С.Горбачева. Поэтому этот налог называли «горбачевский» или «президентский». Платили его только предприятия розничной торговли. Например, закупали магазины товар по 80 рублей, а продавали по 100 рублей, но на ценниках писали: «Цена — 100 рублей. Налог с продаж — 5%. Итого цена — 105 рублей». С 1993 по 1995 года по своей сути этот налог был налогом на добавленную стоимость.

«Объясню. Например, я занимаюсь торговлей. Купил у оптовиков стол за 80 тенге и продаю в магазине за 100 тенге. Делаю расчёт НДС из разницы (20 тенге Х 28% = 5,6 тенге) и плачу государству НДС размере 5,6 тенге. Произвожу все свои остальные расходы (зарплата, комуслуги, аренда, транспорт) и плачу все остальные налоги. Напомню, что тогда всех видов налогов было что-то около 50.

Второй пример. У меня молзавод. Я покупаю сырое молоко у сельчан за 60 тенге. Продаю, допустим, кефир за 100 тенге. Из разницы делаю расчёт НДС (40 тенге Х 21,88% = 8,752 тенге) и плачу в бюджет НДС 8,752 тенге. Потом делаю все остальные расходы (зарплата, комуслуги, аренда, транспорт) и плачу в бюджет все остальные налоги.

Как видите, НДС был действительно налогом НА ДОБАВЛЕННУЮ стоимость, на ту стоимость, что я как предприниматель ДОБАВИЛ. А в 1995 году был принят Налоговый Кодекс РК, которым была предусмотрена ставка НДС 20%. Но изменилась процедура расчета НДС!!! И в этом зарыта собака», — уверен Рахимбеков.

Государство само толкает предпринимателей в теневую экономику

Неважно, занимаюсь я коммерцией или производством.

«Тот же пример с молокозаводом, которым, кстати, я занимался с 1995 по 1999 год. Так вот. Купил я сырое молоко за 60 тенге. Продал кефир за 100 тенге. Делаю расчёт НДС из всей стоимости кефира (100 тенге Х 20% = 20 тенге), то есть у меня образовался НДС в сумме 20 тенге. По новой с 1995 года методике я могу взять в вычеты НДС тот НДС, который я уже заплатил моим поставщикам, когда я покупал у них сырое молоко, комуслуги и т.д.

А теперь вспомним, что около 90% мяса, молока, шерсти, шкур, овощей, фруктов производится крестьянскими и личными подсобными хозяйствами, которые НЕ ЯВЛЯЮТСЯ плательщиками НДС.

А затраты молзавода, по которым я плачу поставщикам НДС (комуслуги, бензин и т.д.) не превышают в общей сумме затрат молзавода 10%.

Всего у меня, например, 80 тенге, в том числе 60 тенге за сырое молоко. То есть из 80 тенге всех затрат всего лишь 8 тенге — это затраты, в которых «сидит» НДС. Рассчитаем в них НДС (8 тенге Х 20% = 1,6 тенге), то есть я могу взять в зачёт лишь 1,6 тенге и вычесть их из тех 20 тенге НДС, которые я рассчитал в начале. Итого мне предстоит уплатить в бюджет НДС в сумме 20 — 1,6 = 18,4 тенге. Мой кефир стоит 120 тенге и я должен уплатить в бюджет НДС в сумме 18,4 тенге, а также все остальные налоги (КПН, ИПН, соцналог, налоги на землю, на имущество, на транспорт).

А теперь сравним сегодня, когда ставка НДС 12%, меня, законопослушного предпринимателя и серого дилера в процессе торговли. Я покупаю морковь у сельчан за 60 тенге и продаю его в городе за 100 тенге. У меня два варианта:

а) я включаю НДС «внутрь» этих 100 тенге и тогда я должен уплатить в бюджет 10,71 тенге НДС (100 тенге Х 12%). То есть у меня останется чистого дохода 29,29 тенге (100 — 60 — 10,71), не считая других расходов;

б) я плачу НДС «сверху» своей цены 100 тенге. Окончательная моя цена будет 112 тенге с НДС. Мой доход составит (112 — 60 — 12) ровно 40 тенге.

А серый дилер тоже покупает за 60 тенге и продаёт за 100 тенге. У него чистый доход 40 тенге.

В варианте а) я проигрываю в доходе, в варианте б) я неконкурентен по цене, потому что покупателю на рынке все равно, кто из нас, я или серый дилер, более законопослушный. Вопрос, у кого он купит морковь: у меня по 112 тенге или у серого дилера по 100 тенге, думают риторический.

Получается, что, с одной стороны, само государство толкает предпринимателей в теневую экономику.

А с другой стороны, тратит сотни миллиардов тенге на возрождение обрабатывающей промышленности, но которая, в результате, никак не хочет возрождаться.

Государство само толкает предпринимателей в теневую экономику

А что такое НДС? Кто плательщик НДС? Вы скажете, что платит бизнес, платят предприятия?

Нет!!! Конечными плательщиками в бюджет НДС являются все граждане страны: только что родился малыш, побежали ему покупать «памперс» — плати в бюджет НДС, идёт ребёнок в школу, покупают тетради, ручки — плати в бюджет НДС, покупаешь еду, одежду, билеты в кино или на самолёт плати в бюджет НДС и т.д. Везде НДС!!!

Даже уже умирает человек, ему покупают саванн или последний гвоздь в гроб — плати НДС.

В бюджет собирают в год триллионы тенге.

Но теперь самое главное, друзья!!!

Львиную долю этих триллионов тенге государство возвращает экспортерам! Так по закону — НДС при экспорте возвращается», — отметил ученый.

А кто у нас главные экспортеры? Продавцы нефти, газа, меди, стали, руды, зерна. Получается, что собранные с граждан триллионы тенге в бюджет государство платит сырьевому сектору.

«Вот поэтому и не будет в Казахстане нормальной обрабатывающей промышленности, в том числе по переработке сельхозпродукции (шерсти, шкур, пуха, хлопка, мяса, молока, овощей, фруктов и т.п.), пока будет НДС. Скажу ещё. Кто-то всё-таки в 2016 году дошёл и рассказал нашему Елбасы — Первому Президенту РК Н.А.Назарбаеву о вреде НДС для экономики страны и он тогда поручил рассмотреть возможность замены НДС на налог С ПРОДАЖ с 1 января 2017 года. Но это поручение заболтали лоббисты НДС, причём умело подменив в обсуждениях налог С ПРОДАЖ налогом С ОБОРОТА. Они очень похожи. Но если налог С ПРОДАЖ платят только предприятия розничной торговли, то налог С ОБОРОТА платят все, причём идёт геометрический рост этого налога по принципу снежной лавины. В этом налог С ОБОРОТА хуже не только налога С ПРОДАЖ, но хуже даже НДС. Поэтому и не было выполнено поручение Нурсултана Абишевича о переходе в 2017 году с НДС на налог с продаж», — считает Рахимбеков.

И ещё три момента. Первое. Почему за НДС так держатся?

«Он очень удобен тем, кто занимается формированием бюджета. Он уплачивается ежемесячно, вне зависимости от финансовых результатов предприятий, поступили или нет деньги за реализованные товары, работы или услуги — НДС обязаны перечислить в бюджет. Это такая форма бесплатного кредитования гражданами государственного бюджета. Это потом уже, через 90 или 180 дней бюджет будет рассчитываться с экспортёрами.

Второе. Очень высокие коррупционные риски при возврате НДС. Есть информация, что некоторые экспортеры зерна вынуждены «откатывать» до 30% от суммы положенного им к возврату НДС за быстрое решение о возврате НДС.

Третье. НДС был придуман в странах Западной Европы 60-70 лет назад как средство борьбы с перепроизводством. Была у них такая проблема. Нам, согласитесь, это ещё долго не грозит. Но важнее другое. Консультантами при разработке Налогового кодекса РК 1995 года были американцы, которые настоятельно рекомендовали Казахстану именно тот зловредный порядок расчета НДС, который и убил нашу обрабатывающую промышленность. Я далёк от конспирологических версий о диверсиях вездесущих американцев. Но в самих США и, кстати, в Японии НЕТ такого налога как НДС. В США вместо НДС есть налог С ПРОДАЖ. Доли с этого налога С ПРОДАЖ поступают в федеральный бюджет США, бюджеты штатов и бюджеты местных территорий — городов. Вот почему там все чиновники радеют за бизнес и лелеют бизнес», — заключил Рахимбеков.

Дарья Кельм
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля