О дороге, перепелах и шкурах

О дороге, перепелах и шкурах

У села Коянды выгодное местоположение: всего 12 километров от Экибастуза. Дома сравнительно новые, чем в большинстве сельских округов. Водопровод кояндинцам построили одним из первых. Отрезок  дороги  от ипподрома до развилки на Коянды отремонтировали. Сейчас пришла очередь подъездной дороги, восемь километров которой закатывают в асфальт. Как сообщил главный инженер ТОО «Тамыр» Алтынбек Уразбеков, по договору ремонт отрезка трассы от развилки город-Бескауга-Коянды обойдется городскому бюджету в 113 миллионов тенге.

О дороге, перепелах и шкурах

Ямочный ремонт, не предусмотренный сметой, предприятие сделало за свой счет за два-три дня. К асфальтированию дороги рабочие ТОО приступили в День города, все работы обещают завершить в течение двух недель, пишет собкор «КазахЗерно.kz».

Асфальт производится на собственном асфальтовом заводе «Тамыра», укатывается слоем четыре сантиметра, гарантию качества дороги  подрядчик дает на два года.

Перепела – выгодное направление

О дороге, перепелах и шкурах
Евгения Шелудько

Жительница Экибастуза Евгения Шелудько занялась разведением перепелов, вначале выделив для этого комнату в городской квартире.

Затем Евгения выиграла первый грант начинающего предпринимателя в 250000 тенге, в малой индустриальной зоне ей выделили помещение под офис…

На грант женщина приобрела два холодильника, инкубатор на 2000 яиц. А три недели назад семья купила дом в Кояндах. Сейчас рабочие реконструируют старый сарай при доме под птичник. Во временных вольерах  содержатся цыплята от одного до трех дней отроду. Взрослые несушки сидят отдельно в сооружении, напоминающем этажерку…

О дороге, перепелах и шкурах

— Началось все вроде как не всерьез, — рассказывает предпринимательница. — В 2018 году решила участвовать в республиканском конкурсе «Startup «Bolashak», объявленном для студенческой молодежи в возрасте до 35 лет. Я в то время была студенткой. Требовалась идея оригинального бизнеса, которая зародилась в ходе конкурса. Разведение перепелов — ниша малоконкурентная, можно сказать, этим делом занимаются единицы. В начале выживаемость птенцов была невысокая. Но когда мы стали покупать специальный корм российского производства, цыплята окрепли, стали расти, как на дрожжах.

Спрос превышает предложение. Павлодарские магазины берут нарасхват перепелиное мясо и яйца. Лоток яиц в 20 штук оптом стоит 510 тенге. Муж как раз сегодня повез партию в магазины областного центра, но все заявки мы еще не покрываем..

Евгения Шелудько собирает документы на кредитование по программе «Экономика простых вещей». Хочет взять пять миллионов 700 тысяч тенге под гарантию фонда «Даму».

Кожевенных дел мастер

О дороге, перепелах и шкурах

В селе Коянды поселился тері илеуші — мастер кожевенник Ерболат Ауталив. Он переехал два года назад из района Кобда Монголии вместе с супругой Али Куандык и семерыми детьми. Восьмой ребенок — семимесячный Еркебулан — родился уже в Экибастузе. Теперь у супругов шесть сыновей и две дочки.

— Мне 39 лет, — говорит Ерболат — хотел как можно раньше вернуть детей на атамекен – землю предков. Несколько семей из родни давно уже сюда перебрались, и еще несколько семей остается в Монголии.

В Кояндах родственник, живущий в городе, предложил дом.

Кандастар (единокровные братья) из Монголии сохранили навыки ремесел кочевого казаха. Ерболат выделывает шкуры по древней кочевой технологии, пожалуй, сохранившейся с древнейших времен. Но это не умаляет сложности процесса.

О дороге, перепелах и шкурах

Шкуру мастер вымачивает две недели в бочке в молочной сыворотке и перекисшем айране. Затем заворачивает ее в навоз на некоторое время. Нарезанные по форме будущего изделия лоскуты сушатся на веревках. Потом заготовки из кожи смягчаются костным жиром (добываемом при сжигании бараньих и коровьих костей).

Ерболат из кожи собственного производства плетет камчи, арканы или каргыбау (длинная веревка на палке для ловли лошади), шидер-путы, делает ертокым – седла. Словом, может изготовить все для снаряжения скакунов. Толстая кожа детского седла для сыновей сделана с тиснением казахского орнамента и аккуратно выкрашена.

— Здесь ничего нет, — рассказывает мужчина. – Даже деревянную основу для седла и кованые стремена я привез из Монголии.

О дороге, перепелах и шкурах

Ерболат посадил на скакового жеребца и жеребенка четверых оказавшихся под рукой сыновей. А трехлетний Султанбек вначале сел на скакуна без седла, не моргнув глазом, причем и вызвался первым.

Мальчишки из этой семьи все прирожденные наездники: обряд «атқа мінгізу» проводят им с трех лет. Одиннадцатилетний Арбол участвует в байге с пяти лет! Он неоднократный призер Кобды по байге, детскому кокпару, тенге алу, проводимых к Наурызу и свадьбам. В доме хранится ворох медалей и грамот, завоеванные Арболом на скачках…

А все началось так: заявленный на байгу шабандоз (жокей) не явился, и Ерболат, невзирая на причитания бабушки, дескать, «убить хочешь ребенка!», усадил пятилетнего Арбола на скакуна, привязал ноги к стременам: «Пусть учится!»… Малыш поскакал и занял первое место.

 Невзирая на спартанское отношение к детям, Ерболат Ауталив – улыбчивый человек с хорошим характером. Работал водителем и чабаном. Сейчас сидит дома. Ему бы открыть кожевенную мастерскую, благо сырье под ногами валяется. Сельчане шкуры пачками выбрасывают в мусор.

Кто бы грант Ерболату помог получить? Вопрос к местной исполнительной власти…

Алма Кульниязова
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля