Казахстанское птицеводство: все нормально – падаем

Новость на Казах-зерно:

И действительно падаем. Только вот не нормально, а аномально – по данным Союза птицеводов, с начала года производство яиц уменьшилось на 6,1% и составило 1 639 млн штук, а численность поголовья сократилась на 0,8% – в фактическом выражении столь скромная цифра тянет на 45,2 млн голов. Чем грозит отечественному птицеводству столь масштабный спад и защищена ли отрасль от влияния враз все изменивших факторов мировой пандемии, агентство «КазахЗерно.kz» беседовало с руководителем Союза птицеводов РК Русланом Исмаиловичем Шариповым.

– Мы начинаем наш разговор с неутешительных статданных – снижение поголовья, снижение производства яиц. Какие факторы определили такой быстрый спад отрасли – это следствие глобальных изменений, новых правил в мировой торговле?

– Их на самом деле много, и они не сводятся к пандемии коронавируса, хотя закрытие границ очень осложнило нам внешнюю торговлю. В МСХ говорят, что, дескать, падение на 6,1% в производстве яиц произошло по причине снижения спроса на внешних рынках, но это не совсем так – эта цифра включает в себя и уменьшение внутреннего потребления. Другой фактор – девальвация национальной валюты, резкий взлет в марте курсов доллара и евро, а сейчас и российский рубль подтягивается за ними. Но основной фактор – это противоречивая государственная политика в части поддержки отрасли.

– Речь идет о старой доброй борьбе за именно финансовую поддержку?

– И не только финансовую. Прискорбно, что наше взаимодействие с госорганами приходится так называть, но отступать мы не намерены. Ситуация аховая – уже почти полгода прошло, а до сих пор не утверждены правила субсидирования производства яиц. Их собирались отменить, но в последний момент оставили, поскольку мы использовали любую возможность выступить и в сенате, и в других госорганах. Благо, с птицеводами согласились, но коронавирус внес в последний момент свои коррективы – финподдержку волевым решением уменьшили вполовину, а мы об этом узнали постфактум, никто эти меры с Союзом птицеводов не согласовал.

Проект поддержки так и сгинул где-то в недрах чиновных кабинетов, а птицефабрики до сих пор ничего не получили – нет правил, нет денежек. Потом выяснилось, что субсидии на продукцию не отвечают нормам ВТО, и поддержать отрасль было решено посредством субсидий на тонну корма в размере 10 тысяч тенге, как и другие отрасли животноводства, чтобы все были в равных условиях. В принципе это очень правильное решение. В птицеводстве порядка 70% себестоимости приходится на корма, и поддержав наши предприятия в их приобретении, можно сделать так, чтобы и производители имели больше оборотных средств, и цены на птицеводческую продукцию стали более доступными для потребителей. Но и здесь что-то затормозилось.

Казахстанское птицеводство: все нормально – падаем

Еще по части кормов – в МСХ отрапортовали о том, что 40 тысяч тонн кормов они выделяют по льготной цене 87 тысяч тенге/тонна. Но и здесь не все так просто: купить эти корма можно либо за наличный немедленный расчет, либо, предоставив банковскую гарантию, произвести оплату с рассрочкой на 6 месяцев. Для наших закредитованных птицефабрик с дефицитом наличности и постоянной нехваткой оборотных средств это не совсем реально. А добавьте к этому процент за услуги бирже – да, корма с господдержкой покупаются только там, затраты на доставку-погрузку-разгрузку – и выйдет цена, ненамного отличающаяся от среднерыночной 120 тысяч тенге/тонна. Кстати, за два года цена тонны фуражного зерна выросла более чем вдвое – с 45 до 120 тысяч тенге/тонна, а мясо птицы и яйца что-то в два раза не подорожали.

– Кстати, о ценах на птицеводческую продукцию. Доводилось слышать мнение, что нужно довериться рыночным механизмам. Дескать, если у вас производство яиц упало на 6,1%, то это не так и плохо – поднимите цену, ведь это продукт неэластичного спроса, его всегда будут брать. И тогда птицефабрики реализуют меньше яиц (затратив на их производство меньше ресурсов), но по возросшей цене, что даже и увеличит прибыль предприятий. Подобные утверждения имеют право на жизнь?

– Ценообразование в нашей отрасли, к сожалению, выходит за рамки таких простых соблазнительных схем. Во-первых, для того чтобы удержать внутренний рынок, мы реализуем нашу продукцию дешевле, чем наши соседи с развитым сельским хозяйством – Россия и Беларусь, иначе они без проблем очень быстро займут эту нишу. Во-вторых, не забываем о мартовской девальвации – гораздо больше денег теперь приходится тратить на покупку племенной птицы, вакцин, премиксов, запчастей для всевозможного оборудования и прочих составляющих производства зарубежного происхождения.

В родном же отечестве нам могут предложить лишь наполнение зерновой части кормов, все прочее здесь не производится. И тут еще раз упомяну о снижении производства яиц на 6,1% по причине уменьшения спроса на внешних рынках – у нас теперь нет валюты, которая раньше притекала в страну как раз-таки из-за рубежа и использовалась не в последнюю очередь для нормального жизнеобеспечения предприятий. В-третьих, поднимать цены на продукцию нам прямо запрещает государственное регулирование рынка продуктов питания: яйца категории С1 (а это порядка 70% производства) входят в список социально значимых продуктов питания, а значит, никакому повышению цен не подлежат. В-четвертых, приходится учитывать фактор сезонности: где-то в апреле, на Пасху, мы реализуем яйца по хорошей цене, но уже к лету спрос на них снижается, и по этой причине, да еще и в летнюю жару отдавать продукцию приходится очень дешево – хранить скоропортящийся деликатный товар себе дороже.

Казахстанское птицеводство: все нормально – падаем

– А как вы относитесь к идее строительства оптово-распределительных центров? Может быть, новейшие технологии, которые там планируется использовать, решат проблему хранения?

– Это вряд ли. Мясо птицы, конечно, там можно хранить в замороженном виде, яйцо – сомневаюсь, у нас даже супермаркеты берут его под реализацию, т.е. возвращают непроданные остатки. И по хранению есть еще один вопрос – по какой цене и какого размера партии будут принимать эти центры? Не будут ли они сбивать цену на куриное мясо, не выйдет ли так, что крупные оптовики станут диктовать свои условия и производителям, и торговым сетям? Хотелось бы больше узнать о правилах наполнения этих новых модернизированных складов.

– Продолжим тему обеспеченности куриным мясом. Как известно, местное производство наполняет рынок примерно на 50%. На последнем заседании правительства прозвучала информация, что планируется вложить 110 млрд тенге и построить 12 бройлерных птицефабрик с мощностью производства 174 тысячи тонн, обеспечив создание 4,7 тысячи рабочих мест.

– Ну что же, поговорим даже не о том, почему при таких лучезарных планах поголовье птицы снизилось с начала года на 0,8% – а это 45,2 млн голов. И не о том, чем и за сколько планируется бройлеров на этих птицефабриках кормить, где закупать племенную птицу, какие чудеса экономической эффективности хозяйствования проявить, чтобы в условиях роста курса валют вытеснить с рынка 50% импортеров из вышеупомянутых РФ и РБ, и многое другое. Пусть речь пойдет исключительно про doing business. Был ли учтен при планировании горький опыт закрывшихся птицефабрик, их инвесторов, потерявших на внезапно оказавшемся убыточном производстве как собственные, так и кредитные средства?

Банки второго уровня неохотно вкладываются в сельское хозяйство, да и проценты там немаленькие; субсидии, как вы видите, то меняются, то отменяются – не выйдет ли в очередной раз так, что предприятие закроется по причине нехватки оборотных средств или падежа птиц по причине инфекции? Прецеденты-то есть. В итоге деньги заморожены в убыточном проекте и достать их оттуда кредиторам нет никакой возможности – кому нужно здание птицефабрики, которое ни во что другое не переделаешь, да еще и с астрономическими долгами? Действительно, проще построить новое, с иголочки, только, может, лучше сохранить и приумножить те предприятия отрасли, что уже работают?

Наталья Журавлева
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Мария

    Отрасль птицеводства была одна из стабильной отрасли и сейчас МСХ РК хочет кончить, все получают субсидии, но почему начали с птицеводства, потому что нет агашек. Нет не какой поддержки, льготное кредитование не доступное, из-за объявления МСХ, по обеспеченности на 100%. Зерно реализуют на экспорт, вместо того чтобы удовлетворить внутренний рынок

    Ответить
  2. Министр

    Скажу вам честно
    В селе пиздец чувствуется очень мягко…Если работать на удалёнке и жить в селе, то вообще можно почти шиковать.

    Ответить
  3. coco

    комментатор Мария — это, наверное, сама автор материала. Утверждение «МСХ РК хочет кончить отрасль птицеводства» мог написать человек, крайне далекий от СХ, или просто недалекий. Если бы МСХ хотел кончить, зачем 10 лет помогал и развивал отрасль, которая благодаря огромным народным деньгам действительно смогла встать на ноги?!
    «начали с птицеводства, потому что нет агашек» — опять же неправда. Агашка есть, да еще какой! Который запросто может всем казахстанцам приказать встать в стойло и низко кланяться в ножки! Это, похоже, именно он топит за продолжение накачивания птицеводческой отрасли стеройдами в виде народных денег.
    «Зерно реализуют на экспорт, вместо того чтобы удовлетворить внутренний рынок» — почему-то Мария не захотела заметить, что зернотрейдеры писали кляузы президенту на Минсельхоз за то, что был ограничен экспорт, чтобы удовлетворить внутренний рынок
    Одним словом, Мария просто интернетный тролль

    Ответить
    1. Егор

      Слишком много переживаем. Слишком серьезно воспринимаем. Надо относиться ко всему проще. Но с умом. Без нервов. Главное думать. И не делать глупостей.

      Ответить
  4. сосо

    и вообще, птицеводы похожи на наркоманов, которые жестко подсели на госсубсидии, а теперь, когда дозу захотели уменьшить, нарки начинают протестовать, угрожать, пугать самоубийством, в общем, в истерике биться.
    Руслан Исмаилович Шарипов, уважаемый, как и любой другой бизнес, птицеводство — рисковое дело. Именно дело, а не просто подсос от государства. Не надо уже открывать фабрики только для того, чтобы весь бизнес стоить на получении государственных субсидий. Рассчитывайте только на себя, добейтесь вывода яиц из категории социально важных и ставьте такие цены, какие будут вам выгодны, словом, работайте по рыночным условиям и законам. И тогда мы посмотрим, какие вы там талантливые бизнесмены. Честно, и месяца не продержитесь, наверное.

    Ответить
  5. Егор

    Сильный человек — это не тот у которого все хорошо. Это тот, у которого все хорошо несмотря ни на что.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля