От безысходности

От безысходности

В Павлодарской области опять стреляли, пытаясь разрешить конфликт между сельчанами и теми, кто считал действия сельчан незаконными. Попытаемся поговорить о сути и причинах подобных конфликтов.

Из года в год, не одно уже десятилетие подряд мы говорим, что основная проблема наших сёл – это не только неразвитая социальная и коммунальная инфраструктура, но и главный бич – безработица, пишет собкор «КазахЗерно.kz».

Нет, конечно, у нас есть сёла с крепкими базовыми хозяйствами, способными обеспечивать работой до 300-400 сельчан. Но сколько их на область – пара десятков? В остальном погоду на селе делают мелкие и средние ТОО и КХ, их нужно с десяток, а то и больше в каждом селе, дабы обеспечить занятость населения. Да и то ещё надо разобраться – какую занятость? Подённый тяжёлый труд на плантациях в наши дни мало кого заинтересует, а высокотехнологичных хозяйств крайне мало. Вот и идут сельчане ради хорошего заработка во все тяжкие, доходит до нарушения закона, а то и «погорячее» приходится. Сегодня приведу лишь один пример подобных попыток искать заработок в совершенно несвойственных для сельчан сферах.

Совсем недавно в Павлодарской области разгорелся очередной скандал, да ещё и со стрельбой. Хорошо, что не по людям. Не первый год сельчане пригородных сёл, особенно близ Аксу, где есть ценные золоотвалы, промышляют незаконной разработкой этих отходов, тем более что спрос на сырьё имеется. Это далеко небезконфликтный бизнес, и уж тем более – не крестьянский. Сейчас в области решено всерьёз разобраться, что именно способствовало очередной стычке сельчан с хозяевами отходов, да ещё и с вмешательством полиции. Хотя чего тут особо разбираться – дайте сельчанам работу и обеспечьте охрану своего имущества – причины исчезнут. Однако порешили разбираться «глубже», в который уже раз, ведь история тянется не первый год.

Конфликт разгорелся на берегу «мусорного» сливного озера Карасор, поскандалили сельчане Аксуской сельской зоны и правоохранители в странной униформе, они даже постреляли маленько для острастки. Всё произошло неподалёку от села Береке, и было отснято на видео, которое моментально попало в Интернет, а потому ситуацию не удалось скрыть – видео набрало много просмотров. На нём и правоохранители в странной униформе с оружием в руках, и плотного телосложения мужчина в синей футболке, отдающий приказ к бою и угрожающий сельчанам многими карами по уголовному кодексу. Причём, действия этого мужчины таковы, что больше напоминают разжигание конфликта, нежели желание его как-то погасить. В ходе конфликта он надел наручники на сельчанина, а когда толпа возмущённых мужчин в ответ двинулась на правоохранителей, один из сотрудников в камуфляже выстрелил вверх. Как говорили позже, холостым патроном. Но кто сейчас это проверит – холостым или боевым.

По следам событий департамент полиции области организовал брифинг для прессы, там и сказали, что причиной конфликта стала незаконная добыча золошлаковых отходов. По информации полицейских, сельчане пытались провезти золошлаковые отходы через мобильный пост, организованный как раз для предотвращения незаконного промысла. Этот пост у сёл Акжол и Береке Аксуской сельской зоны поставили совсем недавно — после обращения руководства ТОО «Металлогамма» и «NewHantamurNC» по поводу кражи золошлакового сырья. А у сельчан, пытающихся подзаработать на прокорм семье, конечно же, сопроводительных документов не оказалось. Это версия заместителя начальника департамента полиции области Ельдара Абдикенова. И, увидев барьер, разгорячённые жители сёл якобы пригрозили насилием охранникам. Безоружные вооружённым угрожали, если верить полиции. Хотя, с другой стороны, сельчан было около трёх десятков, может что-то и крикнули вгорячах, чувствуя, что могут лишиться единственного заработка. И произошло то, что произошло – пошла стрельба в воздух, появились наручники… После чего ситуация стала успокаиваться и местные жители просто ушли с поста.

Но дело на том не кончилось, теперь полиция начала досудебное расследование по статье 380 части 1 УК РК «Применение насилия в отношении представителя власти». Ведётся следствие. Ну и заодно расследуют, оправдано ли было использование огнестрельного оружия, хоть и в воздух. Кстати, подтвердилось, что мужчина в синей футболке – действительно сотрудник управления криминальной полиции. На период следствия он отстранён от занимаемой должности. А бойцы в камуфляже странного вида — из спецподразделения и стреляли они «с целью локализовать конфликт, который мог привести к серьёзным последствиям». Теперь дело на контроле руководителя полиции области и облпрокурора. Более того, аким области Абылкаир Скаков тоже не оставили этот случай без внимания. Требует, наконец, детально разобраться в сути проблемы, а заодно и в легальности рынка отходов с золоотвалов.

От безысходности

А вот по версии одного из жителей села Береке, для многих его односельчан добыча микросферы — чуть ли не единственный способ прокормить семьи, работы в селе практически нет, поэтому народ и потянулся на озеро собирать шлаковые отходы. До недавнего времени добытчиков из села никто не трогал. А когда появился мобильный пост полиции, с сельчан стали требовать деньги за провоз шлаковых отходов. Якобы просили от 100 до 300 тысяч тенге. Конечно, народ  возмутился столь неслыханными поборами, ведь такие деньги для сельчанина – сверхзаработок.

Ещё раз в качестве отступления дам справку. Озеро Карасор, куда сбрасываются золошлаки с двух Экибастузских ГРЭС, стало одним из основных мест добычи микросферы — полых твёрдых частиц, образующихся в составе шлака при сжигании угля на электростанциях. Они утилизируются в специальных котлованах с водой, здесь же делятся на лёгкие и тяжёлые фракции. Лёгкие частицы всплывают на поверхность озера, их-то и собирают, потому что они идут как сырьё в разных отраслях промышленности — от тампонажных растворов для добычи нефти, производства пластика, стройматериалов и кораблестроения  до скрабов для чистки лица и зубных паст. За этим озером-хранилищем закреплены четыре фирмы-пользователя, имеющие договоры со станциями на сбор микросферы. В год здесь добывается от 15 до 20 тысяч тонн. И на фоне этих тысяч тонн стоило ставить вооружённую охрану, доводить дело то кризиса со стрельбой? Не знаю…

— На Карасоре, имеющем довольно большое зеркало, трудно что-то охранять, — говорит  Сабыржан Канапьянов, директор ТОО «Геокристалл», генподрядчика по добыче микросферы. — 90-процентов жителей близлежащих сёл в сезон работают на нас. Ну и параллельно прихватывают отходы для собственного маленького бизнеса, благо, приёмные пункты, как говорят незаконные, в селе действуют бесперебойно.

— У микросферы есть цена, но местные жители, конечно, не повезут этот товар на весы. Поэтому всё, накопленное в приёмных пунктах села, по сути, результат незаконной добычи. И здесь убытки несёт государство.

По словам генподрядчика, компания написала до сорока обращений в полицию по фактам незаконной добычи и воровства микросферы ещё в прошлом году. Реакции не последовало. Ведь золошлаковые отходы считались видом твёрдо-бытовых отходов, мусором. Кому охота им заниматься? Но сейчас появилось на свет заключение экологов о том, что микросфера считается техногенным минеральным образованием. А это уже не отходы, а сырьё. Вот и нашла, в конце концов, коса на камень.

Но тогда надо не стрелять для устрашения, а с людьми поработать. Попытаться легализовать новый сельский бизнес, если это можно так называть. Но на разговор с сельчанами пошли только на днях, на спокойный разговор. Для начала акимат Аксу провёл сельский сход с сельчанами, занимавшимися добычей микросферы. Теперь организация согласна дать возможность местным жителям официально вести сбор микросферы. Для этого жителям села даже ИП предложили открыть, дабы всё было прозрачно и облагалось налогами. А что, раньше этого нельзя было сделать? Сельчанину, в конце концов, по барабану – кому сдавать собранное на озере сырьё, в приёмный пункт или генподрядчику через весы. Главное – заработать.

Хочется верить, что конфликт на этом будет исчерпан. Хотя длится давно, были подобные ситуации и со шлаками отвалов предприятий Аксу, чуть к пыльным бурям тогда это не привело. А если вспомнить регулярно возникающие конфликты по поводу заготовки сельчанами артемии салина на солёных озёрах – тоже ведь близ села Жылы-Булак дело до стрельбы доходило. Причин всего несколько, главная из них – сельчанам негде работать, негде зарабатывать, несмотря на разрекламированные минсельхозом программы поддержки, на которых можно «поддержаться», но не подняться. Второе – неурегулированность законодательства и третье – топорные действия охранных служб и полиции. В результате – опасные ситуации. И почему всё это длится годами – непонятно.

Владимир Гегер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля