Тяжеловато начинать

Тяжеловато начинать

В Павлодарской области фермеры начинают весенние полевые работы, уже ощущая на себе последствия девальвации. Вдобавок с ними не рассчитались по субсидиям прошлого года, пишет «КазахЗерно.kz».

Как на павлодарских фермеров повлияла ситуация с коронавирусом? По-разному. Главы мелких и средних крестьянских хозяйств из разных районов области рассказали нам, как на них отразилась ситуация в стране — изменение курса доллара и введение режима ЧП, и насколько им необходима поддержка государства в этот непростой период.

Александр Вильгельм второй год возглавляет хозяйство в районе Теренколь: приобрёл его после того, как умер прежний владелец. Сейчас Александр занимается растениеводством и животноводством. Серьёзных сложностей ситуация с коронавирусом ему пока не прибавила, но поддержку, обещанную на уровне Правительства, фермер уже ощутил.

— Пока всё нормально. Запчасти, может быть, подорожали, но резину мы приобрели по старой цене. Ограничение на передвижение тоже пока не сказывается на работе, — говорит   павлодарский фермер, глава ТОО «Ивановское». – Обещанную поддержку на себе уже ощутил — цену дизтоплива на днях снизили. Что касается налога на землю – тоже весомая помощь, площади-то у нас не маленькие.

Сейчас Александр собирает документы, чтобы участвовать в программе «Экономика простых вещей». Собирается прикупить 250 лошадей, а к посевной фермер готов: всё идет  по плану, никаких корректировок делать не пришлось.

Работаем, как работали

Тяжеловато начинать

Фермер из Успенского района Николай Романенко считает, что пока ситуация с коронавирусом не слишком влияет на его работу. Но поддержка государства ему всё же необходима.

Романенко занимается исключительно полеводством, выращивает пшеницу, ячмень, просо, гречиху и подсолнечник.

— Поддержка государства всегда была ощутимой: дизтопливо, субсидирование, лизинг техники, субсидирование процентных ставок банков. Технику берём каждый год. Большой минус, что за прошлый год субсидии по гербицидам так и не выплатили. Это немалые деньги, и их должны были выплатить ещё прошлым летом, но до сих пор ждём, и я ведь не один такой в области. Теперь вынужден сам платить тем, у кого брал гербициды, ясно, что это дополнительная нагрузка на весну. Сейчас снова будем брать у тех же поставщиков, а они скажут: «Вы за тот год заплатите сначала». И будут правы, государство нас в прошлом году просто обмануло. Если бы мне выплатили положенные субсидии, уже само по себе это бы поддержало сейчас, накануне весенних работ в поле, — считает фермер. – А так, пока все нормально. Дизтопливо ещё не получали, но цена нормальная. Ремонт техники завершается, в общем, готовимся, соблюдая все карантинные меры. В принципе, как работали, так и работаем…

Верят не до конца

Другой фермер из Успенского района Мария Степанищева, глава КХ «Степанищев», сетует, что о мерах поддержки крестьян им сообщают не сотрудники профильных ведомств — областного и районного. О снижении цены на дизтопливо на 15 процентов женщина узнала от журналистов.

—  Работа, как шла, так и идёт, пока не жалуюсь. Мы всё контролируем, люди работают в перчатках и масках. На месте нам о мерах поддержки не сообщают: не звонят, не рассказывают. Верю, конечно, что поддержка будет, но пока — не до конца, — признаётся женщина.

Когда всё плохо

Новость на Казах-зерно:

На работе фермера из Павлодарского района Кадырбека Нурпеисова существенно сказалась необъявленная девальвация.  Своё положение он называет плачевным, и поддержка ему нужна как никогда.

Кроме того, из-за того, что хозяйство Нурпеисова находится рядом с городом, он столкнулся с ещё одной проблемой. В феврале ему вручили постановление об изъятии 78 гектаров земель на границе с Павлодаром. Якобы – выдана эта земля была по ошибке. Если проблема не решится, фермеру придётся продать технику, увольнять сотрудников, продать купленную ранее дождевальную машину, а она стоит 100 тысяч долларов. Машина просто не поместится на оставшемся участке. Сейчас фермер ждёт решения областных властей и надеется на помощь государства.

Еще Кадырбека Нурпеисова пугает возможность заразиться во время поездки в город и заразить своих работников.

— У нас коллектив — десять человек. Если я заражусь, всех заберут на карантин или лечение, а через полтора месяца на поле делать уже нечего, посевная сорвётся, — переживает глава хозяйства. В город он вынужден ездить за запчастями и для оформления бумаг для льготного кредитования.

Однако резкое изменение курса доллара беспокоит его сильнее пандемии.

— Скачок доллара уже сказался. Перед этим заказал новую импортную дождевальную машину за 12 тысяч долларов. Успел заплатить аванс. Тогда машина стоила 45 миллионов тенге, по новому курсу – больше 50 миллионов. Пять миллионов переплачиваем из-за девальвации национальной валюты, такие финансовые удары даром не проходят. Ищем, где взять деньги, приходится даже металлолом сдавать, — рассказывает о своей проблеме фермер Кадырбек Нурпеисов, глава крестьянского хозяйства «Асхат». — Договор заключили, предоплату сделали, и тут доллар вырос. А нам говорят, что машина готова. Хотите — берите, хотите — нет, предоплата не возвращается. Естественно, вынуждены взять.

По словам главы КХ «Асхат», покупка дождевальных машин субсидируется на 50 процентов. Но сначала машину нужно купить, получить, и потом уже подавать документы на субсидии.

— Лишь бы средства не закончились, в нашей области так бывает, мне с 2019 года выплатили не все субсидии за технику. Поэтому сейчас поддержка от государства особенно важна. В том числе в виде удешевления дизтоплива: если мы пять миллионов теряем на одной только дождевальной машине, у нас сейчас каждая копейка на счету. Даже 50, 100 тысяч тенге в качестве поддержки для нас важны.

Обещанная поддержка

Тяжеловато начинать

Напомним, 31 марта Касым-Жомарт Токаев в эфире республиканских телеканалов сообщил, что вопросы весенне-полевых работ должны быть на особом контроле у Правительства и акиматов. Президент подчеркнул, что с точки зрения продовольственной безопасности сейчас критически важен каждый день.

Тогда же были названы меры поддержки агропромышленного комплекса на период ЧП. Главное — в рамках программы «Экономика простых вещей» на поддержку аграриев дополнительно направят 100 миллиардов тенге. Будет выделено 390 тысяч тонн дизтоплива по льготной цене — 165 тенге за литр. Это на 15% ниже рыночной стоимости. Позже к этому списку добавилось освобождение от земельного налога по землям сельхозназначения до конца этого года.

Важно, что в своем обращении Президент поручил в первую очередь поддержать именно мелкие и средние крестьянские хозяйства. Но, как говорят сами фермеры, выводы делать рано – никакая помощь пока не идёт, наоборот, по крестьянам наотмашь бьёт девальвация. А реально, кроме как удешевлением горючего, пока не помогли, да что там – за прошлый год субсидии где-то «зависли». Тяжеловато в таких условиях начинать весенние работы в поле.

Наталья Зинченко
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Азамат

    Акиматы включат весенне-полевые работы в перечень разрешенных видов деятельности в период чрезвычайного положения

    Режим чрезвычайного положения не помешает проведению весенне-полевых работ (ВПР). Перемещение внутри и за пределы карантинных зон будет осуществляться при полном соблюдении санитарно-эпидемиологических норм, сообщил первый вице-министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров.

    Сапаров отметил, что с начала введения чрезвычайного положения в стране в связи с пандемией короновируса, в адрес министерства начали поступать множество писем по поводу возникающих проблем с перемещением людей, техники и продукции, задействованных и необходимых в проведении весенне-полевых работ.

    «Для решения данных проблем министерством были направлены соответствующие письма на имя каждого акима областей с просьбой включить вопросы обеспечения проведения ВПР в перечень разрешенных видов деятельности в период чрезвычайного положения, также уделить особое внимание и взять на особый контроль вопросы обеспечения ВПР техникой, удобрениями, средствами защиты растений, запасными частями и нефтепродуктами», — заявил Сапаров.

    Об урожае в этом году говорить рано – Минсельхоз

    Разработан и доведен до акиматов единый алгоритм обеспечения проведения ВПР.

    Акиматы создадут отдельный перечень людей и транспорта для проведения ВПР, включения руководителей управлений сельского хозяйства и региональной палаты предпринимателей в состав Штаба по ЧП, а также обеспечения беспрепятственного межрайоного передвижения людей и техники.

    «Конечно же, все перемещения внутри и за пределы карантинных зон будут осуществляться при полном соблюдении санитарно-эпидемиологических норм. Хозяйствами и сервисными компаниями сотрудники будут обеспечены индивидуальными средствами защиты и антисептическими средствами», — подчеркнул вице-министр.

    На сегодняшний день данный вопрос уже решен акиматами Алматинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Жамбылской областей, в других областях – на стадии решения.

    Фермеры будут покупать дизельное топливо на 15% дешевле в Казахстане

    Вместе с тем посевная кампания ведется в южных регионах. Так, в Жамбылской области осуществлен посев на площади 249,5 тысячи гектаров, или 67% от площади ярового сева, Туркестанской – 167,5 тысячи гектаров (25,5%), Алматинской – 97,1 тысячи гектаров (15,6%), Кызылординской – 23,9 тысячи гектаров (17,6%).

    В целом подготовка ведется в плановом режиме, ситуация по проведению ВПР находится на личном контроле президента Казахстана.

    По данным Минсельхоза, планируется, что к началу массового проведения весенне-полевых работ готовность по всем направлениям составит 100%.

    Ответить
  2. The

    Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий.
    Конфуций

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля