Проектные перспективы

Проектные перспективы

В настоящее время в Жамбылской области идет работа по реализации инвестпроектов, направленных на социально-экономическое развитие региона. При этом акцент делается не только на привлечение инвестиций, но также и на укрепление производственного потенциала, создание новых и расширение действующих предприятий, обеспечение трудоустройства жамбылцев.

О том как в регионе идет работа с инвесторами корреспонденту «КазахЗерно.kz» рассказал руководитель коммунального государственного предприятия «Центр обслуживания инвесторов, проектного управления, и цифровизации акимата Жамбылской области» Дамир Егизбаев.

— Дамир Алтынбекович, насколько эффективной можно назвать работу центра, проведенную в прошлом году?

— В разрезе регионов Казахстана в Жамбылской области отмечена неплохая динамика в инвестиционной политике. По темпам привлечения инвестиций мы заняли второе место (рост 9 процентов). В то же время мы находимся на 14 позиции по удельным средствам, то есть по объему инвестиций в тенге. В принципе это достаточно нормальное явление на данном этапе развития области. Наш регион сельскохозяйственный, и для того, чтобы реализовать проект аграрного направления, нужно меньше денег. К примеру, я посчитал для себя – при реализации пилотного проекта по повышению доходов населения у нас стоимость одного рабочего места составляет 2 миллиона тенге. А у компании Valmont, представители которой заходили к нам на днях (они в настоящее время рассматривают одну из южных областей для создания производства оросительных систем и дождевальных установок стоимостью 50 миллионов долларов США), будет создано 100-120 рабочих мест. Чтобы создать одно рабочее место, компания потратит более 400 тысяч долларов США. Но это будет современный завод, где все автоматизировано. Впрочем, они пока не определились с местом строительства объекта. Скорее всего это будет юг страны, так как здесь больше потенциальных клиентов. Да и затраты на реализацию проекта окажутся меньше. Плюс у нас удобнее логистика, которая охватывает не только Казахстан, а также соседние Узбекистан и Китай.

Проектные перспективы
Дамир Егизбаев

— Речь идет о крупном проекте. Но в аграрной сфере преобладают мелкие проекты. Как идет работа по их реализации?

— Сейчас мы ведем 66 проектов на сумму 2,7 триллиона тенге со сроком реализации до 2025 года. При этом из этих 66 проектов, 22 подтверждены какими-то действиями со стороны инвестора или документально. В данном случае я имею в виду, что инвестор уже приступил к строительно-монтажным работам, либо у него имеется проектно-сметная документация, ТЭО и прочие разрешительные документы в той или иной степени готовности. Общая стоимость этих 22 проектов – 1,7 триллиона тенге. Сформирован топ-10 проектов. Часть из них реализуется на территории СЭЗ «Химпарк-Тараз», в том числе ТОО «Хим плюс» (производство карбамида). Его стоимость составляет 230 млрд тенге. в настоящее время разработано ТЭО, которое находится на госэкспертизе. В июне текущего года будет принято окончательное решение о создании совместного казахстанско-китайского предприятия. И остальные проекты также будут действовать в обрабатывающей промышленности и аграрной сфере. Это сахарный завод и завод по изготовлению картофеля-фри. Из новых проектов, которые еще не анонсировались, интересными можно назвать строительство новой ветроэлектростанции в Сарысуском районе, завод по производству цемента в Кордайском районе.

— То есть, почти все проекты, за малым исключением, имеют аграрное направление?

— Да, если посмотреть, то из 66 проектов более 40 так или иначе нацелены на работу в сельскохозяйственной сфере.   Мы совместно с палатой предпринимателей Атамекен также являемся реализатором программы «Экономика простых вещей» и Жамбылская область по объему заключенных договоров на кредитование проектов от населения находится в числе первых. Практически все проекты – это предприятия по переработке продукции сельского хозяйства.

— Теперь ваша задача заключается в том, чтобы все эти проекты начали работать и приносить прибыль?

— Конечно, мы осуществляем сопровождение каждого проекта, начиная с отправной точки до получения конечного результата. Однако нередко сталкиваемся с ситуацией, когда инвестор сам говорит, что не нуждается в поддержке. Мы сами шли навстречу, предлагали помощь, инвестор отказывался. А потом через полгода приходит к нам и говорит: «Помогите!» Мы отвечаем: «Но вы же полгода потеряли, так как решили все сами сделать». Но выясняется, что у инвестора начались проблемы с оформлением документов на земельный участок, так как земля приобреталась не через местные исполнительные органы, а у частного лица. Мы стараемся сразу предупреждать инвесторов, что подобные нюансы непременно могут возникнуть в ходе реализации проектов и лучше их предупредить заранее.

— То есть, барьеры в этой работе неизбежны?

— Я бы не был столь категоричным. Барьеры возможны, и возникают они по разным причинам. Мы в прошлом году начали работать с одной компанией (не буду называть ее). Ее руководство купило землю под строительство объекта. Треть этой территории оказалась нормальная, а одна часть оказалась выкуплена у частника. Причем рядом была земля, которую можно было выкупить без проблем. Так вот, чтобы урегулировать вопрос, у инвестора ушло несколько месяцев. А ведь можно было с нашей помощью отказаться от проблемного участка, приобретя другую землю и работать, согласно плану. Сейчас проект находится в стадии реализации, но время потеряно. Также недавно вырисовалась еще одна проблема. По некоторым проектам поставка оборудования идет из Китая, с которым по причине эпидемии коронавируса закрыты границы. Это также негативно отражается на реализации инвестпроектов. Сроки окончания работ сдвигаются на несколько месяцев. И эта проблема коснулась нескольких проектов.

 — Эпидемия коронавируса, получается, уже отражается на экономике нашей страны?

— Да, и влияние это серьезно бьет по карманам казахстанских предпринимателей и зарубежных инвесторов. Я не исключаю, что это больно ударит и по цифровизации, так как вся электроника к нам поступает из Китая. Это скажется на стоимости компьютеров, сотовых телефонов, гаджетов и бытовой техники.

— Какие проекты были реализованы в прошлом году?

— В прошлом году мы запустили крупный проект по строительству солнечной электростанции в Шуском районе мощностью 100 мВт. Сейчас она работает на 25 мВт. Поэтапно до конца мая текущего года ее мощность будет доведена до проектной. Еще один объект – это торговый дом «Март». Остальные 16 инвестпроектов реализованы в основном в аграрной сфере. В целом, в прошлом году было реализовано 18 инвестпроектов на сумму 105 млрд тенге. В том числе, это расширение завода медицинских изделий «СуперФарм», расширение птицефабрики ТОО «Аулие-Ата Феникс», монтаж второй производственной линии кондитерской фабрики «Сауле». Еще один интересный проект – многоуровневая теплица «Грин Вилл» в Кордайском районе. Я в последний раз встречался с руководством фирмы в ноябре. Там все прекрасно работает. Рядом они начали строить небольшую теплицу, где будет выращиваться клубника. Есть там еще планы развития.

Проектные перспективы

— Можно поинтересоваться, куда эта фирма отправляет свою продукцию?

— Выращенный салат «Грин Вилл» отправляет в основном в рестораны города Алматы, частично – в Бишкек. Ферма достаточно дорогая, в ней производится такая же дорогостоящая продукция – деликатесные салаты нескольких видов.

— Эту идею могут подхватить местные производители овощей?

— Возможно. Но для этого нам и акиматам области нужно проводить широкую разъяснительную работу с фермерами. В том числе, стоит обратить внимание на нее в рамках пилотного проекта по повышению доходов сельчан. У нас есть несколько проектов, согласно которым владельцы личных подворий решили заниматься выращиванием рассады, клубники, малины или овощей в теплицах.

— А такие идеи, как производство деликатесных видов сыра, есть? По крайней мере, в трех районах области они вполне осуществимы.

— Такие проекты очень интересные и мы говорили о них на встречах с сельчанами. И бывший аким Жамбылской области Аскар Мырзахметов рассказывал, как видел в Израиле семейный мини-сырзавод. Насколько мне известно, из 11 сельхозкооперативов, созданных в рамках пилотного проекта, три или четыре будут ставить в своих сельских округах цеха по переработке молока. В том числе, они намерены производить сыр. А вообще такой подход к делу надо тиражировать как можно шире.

— Какие задачи поставлены перед вами в настоящее время?

— Сейчас мы занимаемся разработкой экономической карты региона в разрезе каждого района. Она позволит понять, как можно повысить производительность сельского хозяйства за счет расширения поливных площадей, выращивания наиболее рентабельных культур и их дальнейшей переработки. Также подразделениям акимата поручено определить все потребности области по текстильной промышленности, производстве мебели, кожевенной отрасли и все государственные закупки максимально завернуть на наш регион. При этом необходимо ориентироваться на существующее законодательство. Однако в Жамбылской области имеются свои предприятия, которые не загружены на полную мощность, и нам нужно им помочь с этим. В качестве примера приведу турецкую компанию «FLO» представители которой сейчас ездят по Казахстану в поисках партнеров. Мы им предлагаем заключить договор с ТОО «ТаразКожОбувь». Это позволит не только загрузить работой кожевенное производство, но также обеспечить сбыт сырья для крестьянских хозяйств.

— И последний вопрос. На какой стадии сегодня находится реализация проекта по глубокой переработке пшеницы в Жамбылском районе?

— Этот проект был заявлен почти два года назад. Его идея нам показалась очень интересной. Команда исполнителей – это высококвалифицированные специалисты, в том числе технологи, маркетологи. Проект масштабный и планировалось, что его стоимость составит более 150 млн евро. Он многоэтапный. На первом этапе предполагалось построить мукомольный цех и завод по глубокой переработке пшеницы, чтобы производить клейковину. А в дальнейшем планировалось строительство кормоцеха и молочно-товарной фермы. Земельный участок уже выделен на территории Жамбылского района. Однако сейчас у заявителя проекта возникли проблемы с инвесторами. Практически проект был заявлен в апреле 2018 года, тогда затраты на его реализацию вызвались взять на себя инвесторы из Чехии. Заявителя этого проекта я уже больше года не видел. В настоящее время мы занимаемся поиском инвесторов, которые готовы профинансировать эту, интересную, в общем-то, идею. Проводили ее презентацию в Шымкенте, Алматы, Астаны. Так что если кому-то интересно, то были бы рады встретиться.

Ольга Миллер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля