Есть результаты, есть перспективы

Есть результаты, есть перспективы

У Павлодарской области есть возможность, занявшись вплотную диверсификацией орошения, в промышленных масштабах выращивать сахарную свёклу. На это и настроен глава региона, свёклу будут растить для производства сахара на месте, отмечает собкор «КазахЗерно.kz». Но для этого придётся немало поработать с крестьянами, которые всегда остаются консерваторами и с опаской относятся к новым веяниям.

Орошение и сахар

Во всяком случае, когда областные власти собрались для пробы начать выращивать сахарную свёклу в регионе, мало кто из фермеров эту идею поддержал. Пробные посадки согласились сделать лишь несколько крестьян, а результат поразил многих.  Урожайность  павлодарской свёклы превысила 600 центнеров с гектара, сахаристость местной свёклы гораздо выше, чем на юге страны – больше 19 процентов. И будущей весной свекольные плантации раскинутся у нас уже на 350 гектарах. Корнеплод собираются выращивать в разных районах области, так лучше будет делать технологические замеры. Учитывая расстояния, «плечо подвоза» на сахарный завод, который будут строить в сельской зоне Аксу, это станет затратно. Но акимат готов нести эти расходы, для того чтобы гарантировать инвесторам и будущим хозяевам сахарного завода стабильность сырьевой базы.

По словам Булата Бакауова, желающих инвестировать в строительство павлодарского сахарного завода  — более чем достаточно. Самый главный вопрос, который их всех волнует: смогут ли павлодарцы обеспечить бесперебойную работу производства поставками местного сырья? Себе в советчики павлодарцы взяли опытных немецких семеноводов. Именно они должны «отрегулировать»  качество семян в соответствии с климатическими условиями. Это один аспект. Но учитывается и другой: дальнейшее развитие орошаемого земледелия. В планах — довести орошаемые угодья до 200 тысяч гектаров. Хотя это растянется на годы.  

Урожайность в наших условиях хорошая. Это подтвердили и алматинские аграрии, традиционно высаживающие корнеплод. Южные специалисты удивились, увидев экспериментальные  павлодарские посевы, а потом и урожай.

Аким области пояснил, почему из нескольких потенциальных фирм, желающих  строить  сахарный завод, до сих пор не определён конкретный инвестор.

—  Сейчас объявили тендер, кто предложит лучшие условия,  тому и дадим возможность строить завод, — высказал свою позицию глава региона.

А пока закупается техника, необходимая для обработки 350 гектаров свекольных  полей (средства будут выделены через СПК «Павлодар») и проводят к месту дислокации объекта коммуникации. Уже получили все техусловия, а обслуживать будущий сахарный завод будет собственная электростанция. Конечно, это приведёт к  некоторому удорожанию конечной продукции, но это технологически верное решение.

Куда идти…

В ходе разговора с журналистами за чашкой чая Булат Бакауов высказал некоторые свои мысли о будущем сельскохозяйственной отрасли. Они, конечно, небесспорны, тем не менее…  

— Хочу предложить Правительству отменить субсидии тем фермерам, которые занимаются только растениеводством без животноводства, — неожиданно заявил глава региона. — На мой взгляд, это губительный для села и для животноводства вариант хозяйствования. Почему? Потому что полгода работает мужик, а другие полгода дома сидит. Сегодня нужен комплексный подход, в стране вообще не стоит рассуждать о том, куда нам продать выращенные 18 миллионов тонн зерна, если у нас нет выхода к морю. На мой взгляд, мы  зерно вообще продавать не должны. Мы  должны всё зерно перемолоть, все корма скормить, и мясом — конечной продукцией – продать, в том числе и на экспорт.

Картошку – на крахмал

В Павлодарской области наряду с сахарным заводом планируется и крахмальный. У нас крестьянские хозяйства в год собирают от 450 до 550 тысяч тонн картофеля, а потребляется меньше 100 тысяч, в результате образуется профицит выращиваемой продукции. Каждый год. И с этим нужно что-то делать. Появилась идея перерабатывать местный картофель на крахмал, более того – завести на поля и технический картофель. То есть, сырья в области много, поэтому проект и привлекателен для инвесторов. Кроме того, крахмал востребован не только на внутреннем рынке Казахстана, но и в других странах — например, в России и Китае. Булат Бакауов говорит, что в следующем году будет завершена разработка необходимой документации, после которой начнётся строительство завода. Сначала крахмальный завод акимат планировал возвести в агрозоне Аксу, но теперь принято решение поставить это производство в Железинском районе.

– В год у нас образуется до 300 тысяч тонн «свободного» картофеля. И это несмотря на то, что мы продаём клубни в Кыргызстан, Узбекистан и Россию, ситуация профицита повторяется каждый год. Наши фермеры не занимаются сбором мелкого картофеля, а мы можем отправлять и его на производство, крахмал – это экспортная продукция, – считает Булат Бакауов. – Почему в Железинском районе? Во-первых, там плодородная почва, значит, выше урожайность. Крестьянские хозяйства Железинского района собирают с гектара земли по 500 центнеров картофеля, в Аксу эти показатели гораздо меньше. Вторая причина переноса производства — в районе нет овощехранилищ, как в Аксу. Аксуцы могут хранить свои клубни, а железинцы – пока нет. То есть, железинцы вырастят картофель, соберут и сразу передадут заводу на переработку. В этом году уже попробуем вырастить технические сорта.

«Мусорная» тема

Она нередко возникает при общении власти с журналистами, это действительно сегодня проблема и для городов, и для сёл Павлодарской области. Павлодарцам с их самым низким мусорным тарифом по стране пока не светит строительство мусороперерабатывающего завода. Вдвое нужно поднять тариф за вывоз мусора в Павлодаре, чтобы решить проблему переработки мусора. Об этом на брифинге говорил глава региона. Власти Павлодарского Прииртышья опасаются идти на поводу у владельца автобазы спецмашин, просящего увеличить тариф с сегодняшних 160 тенге за человека до 340. Это может вызвать резонанс среди населения.

В свое время власти давали «добро» на 270 тенге с человека. Но этот тариф не устроил предпринимателя, у которого во всех документах на обоснование новой стоимости вывоза твердых бытовых отходов фигурировала цифра 340 тенге. В итоге ничего повышать не стали. Павлодарцы вот уже несколько лет платят автобазе спецмашин за их услуги по 160 тенге в месяц за человека.

— Это самый низкий тариф в республике. И если оставить его на этом же уровне, никакой мусороперерабатывающий завод в Павлодаре мы не построим! Для этого нам, как минимум, нужно 350-400 тенге,  —  заявил Булат Бакауов.

В то же время в акимате области прекрасно понимают – бескомпромиссность в этом вопросе может сослужить плохую службу. Но и сдерживать тариф уже больше тоже нельзя. Таким образом, со следующего года павлодарцы  будут платить за вывоз твёрдых бытовых отходов уже другую сумму. Правда, пока не определились, сколько именно.

Следующий шаг – поиск подходящего механизма субсидирования строительства мусороперерабатывающего завода. Возможно, часть инвестиций пройдет через СПК, другая – через РОП. В любом случае, чиновники обещают комплексный подход к решению мусорной проблемы региона, но только после принятия  нового Экологического кодекса, который, кстати, на днях поступил в парламент на рассмотрение

— Сейчас мы не можем двигаться в направлении правильной переработки мусора, потому что знаем: завтра поменяется Экологический кодекс.  После утверждения этого документа, будем лучше понимать, когда и как строить мусороперерабатывающий  завод. А пока начали практиковать раздельный сбор твёрдых бытовых отходов. И то только в городах и одном районном центре в качестве пилотного проекта. Если же организовывать утиль ТБО по СниПам в каждом населённом пункте, нужно многомиллиардное финансирование – из расчёта 1 млрд. 400 млн. тенге на одно село. Понятно, что таких средств область у себя в казне не найдёт.

Из разряда долгостроев

В разговоре с акимом области упоминали о разных долгостроях, в основном в городах области. Но есть один, который затрагивал жизнь целого сельского района. И наконец, в этом году завершилось строительство Майского группового водопровода. Строительство это не задалось с самого начала и длилось почти девять лет. Заказчиком строительных работ стал Комитет по водным ресурсам. Однако с подрядчиками области катастрофически не везло. Из-за несвоевременных и некачественных работ пришлось расторгнуть договоры сразу с двумя подрядными фирмами. Позже, из-за паводков, часть водных скважин затопило, проект пришлось корректировать. С 2018 по 2019 год строительством водопровода стоимостью 5,4 миллиарда тенге занялось предприятие «Казводхоз». Сработали профессионально и сейчас здесь идут пуско-наладочные работы. К новому групповому водопроводу подключат 15 населённых пунктов с населением 9,7 тысячи человек. В трёх сёлах уже построены разводящие сети, до конца года они появится ещё в 11 сёлах.

— Водопровод уже в работе, сейчас мы делаем внутреннюю разводку. Но воду до всех населенных пунктов дали, — уточнил аким области. – В этом году запустили ещё один долгострой — онкологический центр. Много критики было по поводу того, что он без оборудования. Честно скажу, если бы включили в проект оборудование, могли вообще его не построить. Он стоил 11,2 миллиарда тенге. Три года назад никто в правительстве такие деньги не дал бы… Пришлось убрать из документации оборудование, линейный ускоритель, довели затраты до 10 миллиардов тенге. Теперь по ГЧП приобретём на два–три миллиарда тенге необходимое оборудование, и у нас будет готов  полноценный онкологический центр на 200 коек, который катастрофически нужен области, находящейся на сомнительном первом месте в республике по заболеваемости онкологией. В старом корпусе хотим организовать гостиницу, которая будет относиться к онкоцентру. Чтобы иногородние больные, сельчане могли там остановиться. Я уже на эту тему провёл два совещания, и мы это сделаем.

«Ненужные» профессии

О многом поговорили этим вечером. И если «городские» проблемы поднимались чаще, то это потому, что Павлодарская область, прежде всего, индустриальный регион. Но был и вопрос общий, касался он «лишних» ставок, в том числе в сельских акиматах, школах, домах культуры и так далее. В ходе разговора аким области ответил и на вопрос по поводу возможного сокращения сторожей, вахтёров и прочих технических работников в госучреждениях области.

— Только в одном Железинском районе на содержание сторожей, техничек, вахтёров 180 миллионов тенге уходит, тогда как бюджет развития района составляет всего порядка 26 миллионов тенге. Бездарно эти деньги тратятся. Сторож в школе – это обязательно чей-то муж или родственник, в сельском акимате — четыре сторожа. И работают там, в основном, здоровые 40-летние люди. И то толком не сторожат. Есть видеокамеры, есть сигнализация, наверное, лучше их использовать в наш-то век. Взять тех же почтальонов, связистов, «Казпочта» уже оптимизировалась. То есть, время идёт, и многие профессии просто изживают себя. Об этом говорил и президент страны: как минимум 50 видов профессий исчезнут, так и происходит, мы идём семимильными шагами к этому. При стопроцентной цифровизации этот процесс только ускорится. Уже сейчас нет необходимости держать в акиматах, школах по четыре сторожа, вахтёра  и прочих ненужных работников.

В беседе «за чашкой чая» Булат Бакауов поделился и планами развития авиаперевозок и в целом будущего павлодарского аэропорта.

— Считаю, что аэропортом должна управлять специализированная компания. Да, его передали на баланс области, но что может сделать в аэропорту наше ЖКХ? Вопрос серьёзный. Я как аким области могу провести оценку объекта, допустим, он будет стоить миллиард тенге, продать его с третьих торгов за 600 миллионов тенге, купит его какой-то частник, будет на этом зарабатывать. Я получил в казну 600 миллионов тенге, потрачу эти деньги, к примеру, на потравку комаров. Всё – нет ни аэропорта, ни денег. Мы хотим сделать по-другому, рассматриваем различные варианты. Мы географически сильнее того же Актау, где уже сейчас перевозится около миллиона пассажиров. Просто нам надо полосу для грузовых самолетов увеличить с 2400 до 3200 метров, построить терминал, «рукава», о которых говорит Скриптонит. Я готов отдать аэропорт за ноль тенге, если  кто-то сделает его лучше и предложит внятную стратегию развития. Есть турецкая компания, с которой мы ведём переговоры по сахарной свёкле. Она уже  возвела  аэропорт в Актау, строит ещё один в Туркестане, я ей «сватаю» и наш аэропорт. Но пока турки заинтересованы только в сахарном заводе.

Энергосердце страны

Да, поговорили и об энергетике. Как же без этого, если область – её крупнейший поставщик в республике. Аким области сообщил, что благодаря выкупу казахстанской стороной российской доли актива в Экибастузской ГРЭС-2, удалось приступить к реализации проекта по строительству третьего энергоблока. При этом в ближайшие несколько дней после завершения переговоров Павлодарская область покажет до 14 миллиардов тенге инвестиций. Такая большая единовременная сумма будет за счёт временного хранения на складе большого количества товаров и оборудования. Поскольку сейчас их выкупили — в ближайшее время поставят и на баланс.

Напомним, в середине декабря «Самрук-Казына» за 25 миллионов долларов выкупило 50% акций Экибастузской ГРЭС-2, и теперь электростанция полностью принадлежит казахстанской стороне. При этом строительство энергоблока №3 — главная причина выкупа доли. Соглашение о совместном строительстве энергоблока подписали ещё в 2009 году тогдашние президенты двух стран – Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев. Новый энергоблок должен был увеличить мощность ГРЭС-2 в полтора раза. Однако планам не суждено было сбыться. Российские энергетики ещё в 2016 году заявили, что строительство объекта заморожено в связи с макроэкономическими условиями. Тогда же совместным решением двух акционеров было решено заморозить проект, который оставался важным только для казахстанской стороны.

— Сроки строительства третьего энергоблока – четыре года, — сказал Б. Бакауов. – Начало строительства зависит от финансирования. Сегодня мы только выкупили долю и приступили к этой работе. Сейчас необходимо оптимизировать процессы, провести ревизию, потому что за эти годы, что долей владела Российская Федерация, очень многое поменялось. В том числе технологии. Мы должны понять, как всё это будет влиять на тариф.

При этом, по мнению Булата Бакауова, наращивание мощностей традиционного производства электроэнергии не помешает развитию возобновляемых источников энергии.

— Это очень дорого, но мы должны использовать ВИЭ, — заявил глава региона. — Это наше будущее. Условно говоря, через десять лет нам могут сказать, что не будут покупать наш алюминий, потому что в цикле производства не используется «зелёная» электроэнергия. А десять лет пройдут быстро. Сейчас мы со своими 2-3% в целом в ВИЭ роли никакой не играем. Даже идём в убытке за счёт понижения тарифа. Хотя это конкурентная среда. От 34 тенге мы приблизились к 18 тенге.

В целом в Павлодарской области существует профицит электричества. На начало 2019 года, в том числе из-за прекращения экспорта в Россию, в регионе образовался профицит энергии, около 1000 мегаватт. Избыток энергии в первую очередь сосредоточен на Экибастузской ГРЭС-1. Сегодня в целом по Казахстану рост потребления электроэнергии в среднем 8%. При этом, если брать во внимание соседние страны, испытывающие дефицит энергии, ситуация начинает выглядеть иначе. К примеру, в этом году только в Узбекистан было продано около 300 мегаватт.

Пожиратели энергии

Как один из вариантов использования профицита электричества местная власть рассматривает создание в Экибастузе дата-центров. Сейчас в Павлодарской области на майнинг уходит до 50 мегаватт электроэнергии.

— Сегодня у нас есть компания, которая самостоятельно, за свои деньги от линейки KEGOC, построила центр на 70 мегаватт, — сказал Булат Бакауов. – Его стоимость 2,7 миллиарда тенге. Сейчас у них идут торги, сколько будет стоить электроэнергия — 10,7 или 11,3 тенге за киловатт. Поэтому у Экибастуза очень большие перспективы по этому направлению. Но для нас технологии майнинга не особо выгодны по нескольким причинам. Во-первых, практически нет рабочих мест, во-вторых, нет транспортной сообщаемости. Получается, просто сжигаем уголь, сбрасываем углекислый газ, производим электричество и тут же его потребляем, добывая биткойны.

Почему покидают?

В последние годы в Павлодарской области актуальным остаётся отток трудоспособного населения, в том числе молодёжи. Из-за дефицита кадров больше всего страдает сельское хозяйство.

– В Тюмени посетил новый нефтеперерабатывающий завод, встретился с 12 павлодарскими ребятами. Спрашиваю: почему они здесь, а не на родине трудятся? Они отвечают, что если у нас они работали мастерами, то здесь начальниками цехов с высокой заработной платой, им выделили квартиры, предоставляют различные бонусы, словом, мотивируют. Павлодарские кадры высоко ценятся на российском рынке труда. Был недавно в Шидерты, интересовался у учащихся: куда они дальше будут поступать? Все собрались в Омск. В восьмом лицее весь класс уехал в Москву. Там тоже встречался с казахстанскими студентами, половина из которых не хочет возвращаться в Казахстан. Они у нас спрашивают: что мы им можем предложить? Такая ситуация. Надо понимать, что сегодня география расширяется, мы вошли в экономический союз, мир меняется, это необратимый процесс, – сказал Булат Бакауов. – Но есть программа «NurlyErtis». Её я защищал перед Елбасы, обсуждали с ним этот вопрос, сообщил ему, что у нас наблюдается отток трудоспособных жителей, нет рабочей силы, идёт старение населения. Поэтому мы нуждаемся в переселенцах из южных регионов, которые готовы работать в Павлодарской области. За девять месяцев 2019 года по программе приехали 1350 человек, ещё 550 – это этнические казахи. Мы ставим перед собой задачу укомплектовать кадры, особенно в аграрном секторе. Например, в Шымкенте нет свободных земель, а у нас их немало. В заключительной части этого своеобразного бирифинга, резюмируя всё сказанное, Булат Бакауов признался, что в регионе есть ещё несколько незавершённых проектов, но за два месяца они будут сданы. По предварительным данным, по итогам социально-экономического развития Павлодарская область, если не учитывать Нур-Султан и Алматы, занимает третье место после Туркестана и Восточно-Казахстанской области.    

Владимир Гегер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Роман

    Владимир а где денег взять не рассказали…

    Ответить
  2. Fakt

    Верят, как дети, всяким лапшевесам. 20 лет вранья.Про все и обо всем. Потоки нескончаемого вранья.

    Ответить
    1. Заир

      Показуха. Когда похвастаться нечем (доходы падают, экономика в кризисе), чиновники вынуждена пробивать дно.

      Ответить
  3. Рустем

    Как можно делать всё по старому , но ожидать лучшего(иного результата)?

    Ответить
  4. Мирза

    Красивые слова, но насколько подкреплены действиями?

    Ответить
  5. Gauhar

    Сегодняшняя экономика , дали одну конфетку , а забрали три . 😡Есть хотят все, а сельское хозяйства на дотациях и т.д .Деньги граждан , им же под большие проценты .😡😡

    Ответить
  6. Тимур

    Народ не понимает что только сельское хозяйство т е. агропром на протяжении существования казахов делало ее стратегически независимой от остального мира

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля