Госпрограмма, как открытый шлюз для бюджетного потока?

Госпрограмма, как открытый шлюз для бюджетного потока?

С момента перехода к программно-целевому планированию бюджетных расходов в Казахстане прошло уже много лет, однако  государственные программы пока не превратились в эффективный инструмент принятия бюджетных решений и достижения стратегических приоритетов, констатирует собкор «КазахЗерно.kz».

Хотя, согласимся, что без госпрограмм нам не жить. В советское время мы сверяли жизнь свою по пятилеткам, и ведь какую мощную державу отгрохали! А сегодня трудимся по госпрограммам. Их количество поражает воображение, а девяти – и более значные суммы из бюджета, выделенные на их реализацию, способны взорвать любой  мозг. Это ж, сколько триллионов (указанных в оценочной стоимости многих программ)  насобирали налогоплательщики, чтобы жизнь свою улучшить с помощью этих самых госпрограмм? Особенно их много в сфере сельского хозяйства.

Недавно увидела свет концепция государственной программы по управлению водными ресурсами Казахстана на 2020-2030 годы. Безусловно, аналогичные программы, разработанные ранее, мы уже успешно (ну, где-то не совсем) выполнили. К примеру, Арал полностью уничтожили. Или развалили напрочь ирригационную систему. Или немало аулов оставили без питьевой воды. Или в дефицит превратили поливную воду. Или…  Ну, не будем о грустном,  тем более это все — в прошлом. С надеждой заглянем в светлое будущее с помощью новой государственной программы.

Ее разработчики  обещают, что обязательно будут учтены местная специфика, особенности водного хозяйства страны. Концепция включает идентификацию водных угроз, в том числе климатических, трансграничных, водно-ресурсных, водохозяйственных, водно-экологических. Приоритетными направлениями национальной стратегии обеспечения водной безопасности в концепции определены: совершенствование межгосударственной системы вододеления в трансграничных бассейнах; рационализация использования собственных возобновляемых водных ресурсов на основе водосбережения и территориального перераспределения речного стока, а также модернизация государственной системы управления водными ресурсами. Разработаны сценарии водообес­печения природно-хозяйственных систем на средне- и долгосрочную перспективу (2020, 2030 годы).  

А в целом, разработанная концепция подозрительно напоминает предыдущую программу. Большая часть – это нарисованные ужасающие картины состояния водных ресурсов на сегодняшний день, так сказать анализ текущей ситуации. И не менее страшные прогнозы. Относительно анализа мы бы, конечно, поспорили… Просто обрисовка.  С интересными выкладками.

Госпрограмма, как открытый шлюз для бюджетного потока?
Госпрограмма, как открытый шлюз для бюджетного потока?

Вот, к примеру, в предыдущей программе (которую мы, типа, выполнили) говорится: более 40% магистральных и распределительных каналов находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. А в нынешней концепции 40%  увеличивается более чем в два раза. Каким образом?

Госпрограмма, как открытый шлюз для бюджетного потока?

Или вот, уже набившее оскомину на зубах, недостаточный доступ к водным ресурсам: только 67% населения Казахстана имеют доступ к качественной питьевой воде, и 47% — к системам водоотведения, тогда как в большинстве развитых стран данные показатели приближаются к 100%.

Кстати, напомним, что в свое время в Казахстане была принята программа «Питье­вая вода» на 2002–2010 годы. Для ее реализации из бюджета направили более 205 млрд тенге. В итоге в течение 8 лет чистой водой удалось обеспечить примерно половину из намеченных сел и аулов – 3 417 из 7 232 населенных пунктов.

Причиной такого половинчатого результата, по мнению экспертов, стало отсутствие системного подхода и должного взаимодействия центрального и местных исполнительных органов, а также низкий уровень проектно-изыскательских работ. Это привело к значительному удорожанию строительных работ, что отнюдь не гарантировало их качества. Нередко многомиллионные объекты, такие как водонапорные башни, водоводы разрушались, не отслужив гарантийного срока.

Учитывая предыдущие ошибки, была принята новая программа «Ақ бұлақ», рассчитанная на 2011–2020 годы. Она должна была обеспечить доступ 80% сельских населенных пунктов и 100% малых городов к централизованному водоснабжению. На сегодня доступ к централизованному водоснабжению получили 57,4% сельских населенных пунктов и 93,8% городов.

Что касается проблем водных ресурсов, то они давно уже стали хроническими и стоически переходят из одной программы в другую, нисколько не уменьшаясь.

Госпрограмма, как открытый шлюз для бюджетного потока?

И, конечно же, новая концепция так же, как и предыдущая госпрограмма, намекает, мол, дешево мы воду народу продаем: существующая система тарифообразования и утверждаемые тарифы, особенно в сельском хозяйстве, не обеспечивают необходимые эксплуатационные затраты и амортизационные отчисления;

Госпрограмма, как открытый шлюз для бюджетного потока?

Включает новая программа и новые проекты, реализация которых обойдется нам в миллиарды. А вот вытекут ли с бумаги эти проекты в жизнь? Вопрос, конечно, интересный.

Госпрограмма, как открытый шлюз для бюджетного потока?

Безусловно, не обошлось в программе без предложений что-то реорганизовать, что-то переименовать, разработать новые законы. Как будто от перестановки мест слагаемых (на которую также необходимы значительные бюджетные средства) сумма поменяется.  А вот очень верно подмечено: наблюдается нехватка специалистов в водном секторе, владеющих знаниями и навыками прогнозирования и оптимизации баланса водных ресурсов, обоснования и оценки инвестиций, повышения эффективности потребления воды. Действительно, кадров, которые, как известно, решают все, катастрофически не хватает. Возможно, именно этим объясняются неконкретные, размытые государственные программы. Такое ощущение, что они разрабатываются не у нас, на Земле, а на какой-то совершенно другой планете какими-то инопланетянами. Слили, что попалось, в один документ, отмыли бюджетные деньги и «наша песня коротка, начинай сначала». Между тем, позволим напомнить, что водная безопасность респуб­лики – главный компонент нацио­нальной безопасности. Эффективное управление водными ресурсами, обеспечение водной, а значит – продовольственной, энергетической и экологической безопасности, требует профессиональной организации научно-исследовательских и проектных работ. Где они у нас?    

Рамзия Юнусова
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Роза

    Аральское море теперь не спасти. Иногда смотрю на море и плачу…

    Ответить
  2. Мирза

    Ну, некоторым людям интересно посмотреть, что построили на их пенсии….

    Ответить
  3. Гани

    Вообще- за нецелевое использование средств налогоплательщиков — под суд. А если — не налогоплательшиков, тогда тем более.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля