Что даёт четвёртый уровень?

Новость на Казах-зерно:

Первый пробный проект в Павлодарской области, где в этом году перевели 32 сельских округа на так называемый четвёртый уровень бюджета, показал: даже при самом удачном раскладе, когда сельскому акиму удавалось собрать приличную сумму от местных налогов, а затем с добавлением из областного бюджета самостоятельно ей распоряжаться, удаётся решать лишь некоторые сельские проблемы, но далеко не все и уж конечно – не дорогостоящие.

В следующем году, несмотря на не очень благоприятный налоговый прогноз по селу (это связано с тем, что изменился график выплаты налогов — собкор «КазахЗерно.kz»), в Павлодарской области переводят на четвёртый уровень бюджета все 126 сельских округов. Дело серьёзное, поэтому аким области Булат Бакауов созвал глав сельских округов на специальный семинар-совещание. Посоветоваться, поучиться, о чём-то предупредить перед решительным шагом действительно нужно.

Главы всех сельских округов области собрались в селе Галицкое Успенского района. Потому что здесь действительно есть на что посмотреть, во многом благодаря тому, что много вкладывает в развитие села местное крупное ТОО «Галицкое» — один из самых крупных производителей и переработчиков продукции Павлодарского Прииртышья. Здесь есть хороший завод по производству подсолнечного масла, благо – сырьё в Успенском районе имеется с избытком, как и в самом «Галицком». Выпускают полную линейку молочной продукции на своём молочном заводе, расположенном в Павлодаре, и продукция с маркировкой «Галицкое» пользуется устойчивым спросом у горожан. Есть две крупных современных фермы, орошение глубинной водой, ветрогенераторы, крупное зерновое производство, откормплощадка, племферма. Кроме того, на деньги ТОО построены большинство социальных объектов в селе, много двухквартирных домов, сдающихся в рассрочку сельчанам, действует водопровод и другие блага, схожие с городскими.

Так что сбор в Галицком действительно был не случаен. Возглавляет базовое предприятие села Александр Касицын – руководитель современный, знающий, хорошо чувствующий новое, а главное – вникающий в любые, даже, казалось бы, мелкие проблемы своих односельчан. Он прекрасно видит ситуацию с кадрами в районе и области, тем более, что как депутату областного маслихата, ему это прекрасно известно. Трудно сегодня найти грамотного специалиста сельскохозяйственного производства, тяжело привлекать чем-то молодёжь. А надо… Поэтому и создаёт ТОО комфортные условия для своих работников. И теперь можно говорить, что не благодаря селу развивается предприятие, а благодаря успешному предприятию развивается и село. Действует в селе действительно много социальных объектов современного типа, вплоть до спортивных сооружений. Кстати, это единственное село в Павлодарской области, где на частные средства провели жителям центральное отопление. По словам акима Павлодарской области Булата Бакауова, подобных примеров в области должно становиться больше, а для этого необходимо взаимовыгодное сотрудничество бизнеса и власти. Только вот не в каждом селе найдётся базовое хозяйство уровня «Галицкого». Но зато, как считают в коридорах власти, ряд проблем на селе поможет снять упомянутый уже четвёртый уровень бюджета

— Это совершенно иной уровень самоуправления, — считает Б. Бакауов. – Акимы сельских округов должны проникнуться этим и «переформатироваться». Многие до сих пор считают так: детский сад – это вотчина только отдела образования, а поликлиника – отдела здравоохранения, а моё – здание акимата. Нет, акимы должны первыми отвечать за развитие каждого села своего округа. Неважно – большого или маленького, бывшего отделенческого. Любое здание или объект должны использоваться на благо села. Но вот как это сделать на практике?

Пока в тестовом режиме четвёртый уровень опробовали в 32 сельских округах, население этих округов свыше двух тысяч человек. Это почти четверть всех сельских жителей региона. В этих «избранных» сельских округах акимы второй год самостоятельно планируют бюджет, считая свои доходы и расходы. В WhatsApp налажена обратная связь, где в одной конференции добавлены все акимы сельских округов, специалисты управления финансов и экономики, даже сотрудники областного акимата.

Алия Арынова, заместитель акима, анализируя первый опыт, признаёт сегодня, что одна из главных проблем — слабая обеспеченность сельских округов собственными доходами. По иному и быть не может, в сёлах действительно немноголюдно, вдобавок крупных сельских производств тоже до обидного мало. Если в прошлом году в сёлах обеспечивали с налогов 9,8 процента своих реальных потребностей, то в нынешнем – 8,6 процента. При этом на следующий год показатель может снизиться до 1 процента. Из-за того, повторю, что изменился график налоговых сборов, есть и другие причины.

Но всё-таки основное сокращение собственных поступлений даёт именно изменение налогового законодательства в части переноса срока оплаты налога на транспорт с физических лиц и освобождения от уплаты налога на доходы субъектов микро- и малого бизнеса. К примеру, налог на транспорт за будущий год поступит только  в 2021 году. В связи с этим потери сельских бюджетов исчисляются 400 миллионами тенге. А потери по льготам для субъектов микро- и малого бизнеса прогнозируются примерно в 150 миллионов тенге. Это могли быть деньги для развития сёл, хотя бы первоочередных нужд.

В будущем году, как подсчитали экономисты и налоговики, в 61 сельском округе удастся собрать в качестве налогов не более 500 тысяч тенге, а в сельских округах покрупнее доход за год будет ниже 100 тысяч тенге. Таким образом, основным источником финансирования по-прежнему останутся субвенции и целевые трансферты из вышестоящих бюджетов. Хотя это не значит, что село паразитирует, просто схема отчислений в вышестоящие бюджеты у нас такова. А в советское время, как рассказывал мне один бывший зампредседателя райисполкома, акцизы с алкоголя, табака и сахара оставались в районах. И шли на социалку, при этом собранных средств на всё хватало, вплоть до обеспечения детских садов.  Я не ратую за «ту» систему, просто пытаюсь кое-что пояснить.

В наше время принята другая система, и в связи с ожиданием падения доходов сельских округов, от области в министерство нацэкономики направлены предложения о дополнительной передаче на сельский уровень отдельных видов налогов и платежей. Например, платы за пользование земельными участками, поступлений от их продажи и права аренды. Такая мера позволит увеличить долю собственных доходов в среднем до 20 процентов или более чем на 600 миллионов тенге по области. Это пока «бумажные» расчёты, но что-то, согласитесь, в них есть.

Ещё один потенциальный источник поступлений в сельский бюджет – административные штрафы. Они почти никак не влияют на бюджет конкретного сельского округа. С начала года поступило только 149 тысяч тенге. И те лишь в трёх сельских округах, что составляет всего 0,03 процента общей суммы собственных доходов. Значит, либо акимы плохо используют эту меру, либо хорошо работают над профилактикой административных проступков. Другого просто не дано, а в последнее верится с трудом.

В первом квартале нынешнего года специалисты актуализировали базы данных уполномоченных органов. Полнота перечня зарегистрированных объектов имущества напрямую влияет на финансовую обеспеченность сельских округов. В сёлах павлодарщины сегодня числится 11,2 тысячи объектов имущества.  Они стали как чемодан без ручки, редко кто их покупает, а там, где получается продать такие объекты бизнесу, бюджет всё-таки пополняется.

Еще одна трудность — дефицит грамотных финансистов в сельских акиматах. Сейчас по четвёртому уровню бюджета закреплено за местными акиматами более 100 функций в различных сферах деятельности. Но доведённый лимит штатной численности на один сельский округ — 5-7 человек. Чтобы уменьшить на них нагрузку, предлагается увеличить норматив до 7-9 человек. Сейчас в администрациях сельских округов не хватает квалифицированных бухгалтеров и юристов И это действительно так, несмотря на то, что казахстанские вузы и колледжи, по-моему, наштамповали таких специалистов больше чем нужно. Другое дело – способны ли они после учёбы грамотно вести дела? Вот и получается, что из 126 сельских аппаратов акимов только в трёх округах в штатах предусмотрены юристы и в 71 округе — бухгалтеры. Основная причина – высокая функциональная нагрузка, особенно для счётных работников. Да ещё здесь при сложной работе остаются низкими заработки, а без них хорошего спеца не подпишешь.

В этой обстановке аким области Булат Бакауов видит выход в оптимизации штатов, к примеру, можно пересмотреть количество кочегаров и сторожей. В некоторых заведениях числится до 12 сторожей, в то время как в других местах попросту устанавливают камеры видеонаблюдения. Глава региона считает, что юристы нужны, но далеко не в каждом сельском округе. Как вариант, можно ввести по одной ставке юриста в каждом из районных акиматов. Да и имуществом надо распоряжаться с умом, даром, что оно государственное. Ведь пока, в преддверии введения четвёртого уровня во всех сельских округах, не поступило предложений от акимов по использованию школьных помещений.

Ведь как бывает: на одном этаже учатся дети, ещё два этажа зимой отапливаются впустую, потому что не используются. А надо задуматься – как тут можно пополнить казну округа? Так что складывается впечатление, что четвёртый уровень бюджета, при существующей системе налогообложения, вряд ли станет решающим фактором укрепления инфраструктуры и социальной сферы наших сёл. Остаётся надеяться на крепких сельхозпроизводителей и на, так сказать, их социальную ответственность. Честно говоря, шаткая база получается…    

Владимир Гегер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Дарин

    ( Еще одна трудность — дефицит грамотных финансистов в сельских акиматах.🙁) Откуда найти таких за мизерные зарплата чиновников. Сейчас не найти ни одного нормального государственного чиновника. Надо усовершенствовать закон по местному самоуправлению!Здесь необходимы радикальные меры. чтобы убить одним выстрелом несколько зайцев.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля