Как Япония и Бразилия провалили аграрную революцию в Мозамбике

Как Япония и Бразилия провалили аграрную революцию в Мозамбике

Бразилия и Япония тратят все силы не на посев сои в Мозамбике, а на борьбу с оппозицией.

Территории северного Мозамбика похожи на серраду, т.е. на обширный экорегион тропической саванны на территории Бразилии. Можно ли высвободить земли в Мозамбике под ведение сельского хозяйства, поступив с ними так же, как с серраду? Как отмечает Economist, Бразилия только выиграла от вырубки деревьев и кустарников в серраду. Если раньше она была крупным импортером сои, то, начав сеять ее на освободившихся полях, она превратилась в крупнейшего экспортера по ней.

Земли в северной части Мозамбика – лакомый кусочек для фермеров и не только проживающих в этой стране. В 2009 г. бразильское правительство в сотрудничестве с частными компаниями Японии инициировало проект «ПроСавана». Его главная цель заключалась в том, чтобы поднять сельскохозяйственное производство в стране силами бразильских и японских аграриев на площади размером с Болгарию – на 10,7 млн. гектаров.

Проекту «ПроСавана» пророчили блестящее будущее. Он задумывался для обмена технологиями, знаниями и ресурсами в рамках сотрудничества Юг-Юг с перспективой установления нового мирового порядка и прекращения доминирования западных стран в политике, экономике и общественной жизни.

Показанная в презентациях картина будущего для мелких фермерских хозяйств, существующих в Мозамбике и получивших стимул для развития с приходом международных корпораций, была слишком идеальной, чтобы превратиться в реальную. «ПроСавана» так и осталась проектом «на бумаге» и показала провальный характер любых идей, предполагающих сотрудничество трех стран. Почему?

60% людей, проживающих в странах Африки к югу от пустыни Сахара, сутки напролет проводят на полях. Они до сих пор выращивают сельхозкультуры постаринке, обходя стороной новые сорта и не используя удобрения и пестициды для сбора еще большего урожая во время уборочной. Хоть прогресс пока и не дошел до них, но аграрии из Уганды и Кении производят на одну треть больше кукурузы с гектара, чем китайцы, и на одну шестую больше, чем американцы.

Большая часть земель в Африке так и остается необработанной. Их неиспользованный потенциал привлекает частных инвесторов из других стран. Они давно вынашивают планы, как превратить их в источник дохода. Они, так или иначе, пришли в Мозамбик, арендовав земли под выращивание с/х культур или скупая урожай у местных фермеров после уборочной. Оппозиция не дремлет: ей не нравится внимание иностранцев, но борьба с ними так и не превратилась в кровопролитную войну.

Итоги десятилетнего существования «ПроСаваны»: открытие совместными усилиями Бразилии и Японии небольшой исследовательской лаборатории, да выращивание лука на небольшом по площади поле. Проект так и не перешел в активную фазу своего развития, но заставил общество активно действовать и бороться с «иноземными» захватчиками.

Целых два года жители Мозамбика не знали о «ПроСаване». Если бы не публикация, вышедшая в общеполитическом бразильском издании «Бразилия де факто» в 2011 г., они бы оставались в неведении до 2013 г., когда в интернет попал интересный документ, касающийся его реализации. Та самая интересная статья вышла под заголовком: «Мозамбик предлагает землю для бразильской сои». Жителей страны напрягали фразы в ней: Мозамбик назвали новой землей Бразилии, а его север незаселенным и идеально подходящим под ведение с/х местом. Хоть

впоследствии и попытались сгладить «острые углы» в статье публикацией документа в 2013 г., но это не помогло. В нем уповали на оказание помощи мелким фермерам наравне с поощрением развития крупных корпоративных проектов. На эти цели пообещали выделить даже через Фонд прямых инвестиций 2 млрд. долларов.

Неожиданно для Бразилии и частных компаний из Японии жители Мозамбика сформировали оппозицию. Выступая против «массового захвата земель», они поехали в серраду и сговорились там с противниками проекта «ПроСавана». По итогам поездки они написали открытое письмо, призвав приостановить его реализацию. Под ним подписались члены двадцати трех компаний внутри Мозамбика и сорока трех за границей. Они все увидели в нем угрозу для развития экономики.

В борьбу с оппозицией вступили ученые. Они стали уповать на то, что переход с одной земли на другую раз в три-пять лет, чтобы дать ей «отдохнуть», вскоре перестанет быть возможным. В стране зафиксирован быстрый рост населения, а, значит, для него понадобится новое жилье, а к нему новая инфраструктура. Поэтому им надо переходить на возделывание гибридных сортов и постепенно внедрять в свою деятельность удобрения. В итоге они смогут прокормить с одного поля больше людей.

Доводы ученых так и не нашли откликов в душах аграриев Мозамбика. Они видят в проекте «ПроСавана» только зло. Их заставляют отказаться от традиционных способов культивирования с/х культур и перейти на использование дорогих удобрений и ядовитых пестицидов. В этом они видят уничтожение себя как класса.

Как передает «КазахЗерно.kz», обычно в споре рождается истина, но только не в этом случае. Хоть Япония и Бразилия пытаются разработать новый проект, отвечающий требованиям аграриев Мозамбика, но уже не так рьяно, как раньше. Переговоры и консультации не дают желаемого результата: они, как боялись, так и боятся, прихода крупных международных корпораций в страну. К тому же Бразилия с приходом к власти нового президента переключилась на дождевые леса Амазонии: их начали уничтожать в угоду сельхозпроизводителям.

Debbi Louise
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля