Химия или биология?

Химия или биология?
Химия или биология?

​​Представить себе агросектор без гербицидов сегодня невозможно. Однако все больше ученых склоняется к тому, что пора перейти от химии к биологии, и хотя бы частично заменить гербициды на биологический метод защиты растений. Об этом в интервью собкора «КазахЗерно.kz» с академиком НАН РК, доктором биологических наук, профессором, генеральным директором Казахского НИИ защиты и карантина растений Абаем Сагитовым.

— Абай Оразович, как Вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию с применением химических средств защиты растений?

– К сожалению, пестициды в сельском хозяйстве сейчас, можно сказать, применяются бесконтрольно. И это очень беспокоит ученых-аграриев. Ведь всем известно, как губительно влияют они на окружающую среду, как загрязняют почву, воздух, подземные и грунтовые воды, открытые водоемы. Более того, они разрушают экосистемы, убивают полезных насекомых, птиц, рыб. И при этом их эффективность от постоянного использования из года в год снижается, ведь насекомые вредители, против которых они направлены, постепенно к ним адаптируются, то есть возникают устойчивые к пестицидам популяции. Я уж не говорю о том, насколько такой метод вреден для здоровья человека! Да, при обработке аграрии в большинстве случаев защищают себя специальными средствами защиты, но не редко буквально через пару дней после этого дехкане выходят на поля, чтобы продолжить работу. Как результат — отравления и развитие различных заболеваний.

Кроме того, токсические остатки накапливаются в сельхозпродукции. А это, как уже доказано, становится причиной аллергических и онкологических заболеваний, бесплодия и патологий. Особенно ощутима эта проблема в хозяйствах Туркестанской области, где выращивают хлопок. К нам, ученым, уже не раз обращались сельчане из этих регионов, с просьбой  остановить чрезмерное применение субсидируемых пестицидов. Мы, в свою очередь, выходили с этими заявлениями в профильное министерство.

А почему аграрии используют так много химикатов?

— Думаю, что не до конца понимают опасность, да и не задумываются, наверное, об этом особо. А пестицидов им сейчас предоставляется более чем достаточно. Судите сами: только на обработку хлопковых полей от совки  (покупку инсектицидов и работы по опрыскиванию) из казны каждый год выделяется около 200 млн. тенге. Мы же, ученые, считаем, что это вообще нецелевое использование бюджетных средств, ведь, как я уже сказал, применяемые ядохимикаты уже не эффективны против этого особо опасного вредителя, который выработал к данным инсектицидам устойчивость. В результате тонны бесполезных для сохранения урожая субсидированных пестицидов, оказавшись на хлопковых полях,  лишают здоровья сельчан и наносят непоправимый ущерб экологии

Как Вы считаете, что нужно, чтобы биометод внедрялся активнее?

– Начну с того, что полностью исключить применение гербицидов в сельском хозяйстве — не реально. По крайней мере, в ближайшие годы. Ведь как бы то ни было, а  без протравки семян, химпрополки, обработки складских помещений и многого другого — не обойтись. Другой вопрос, что  система защиты растений должна быть интегрированная, и биологический метод должен занять в этом деле свою нишу.

Так, в хлопководстве, например, он уже довольно широко применяется. Его эффективность и безопасность по достоинству оценили многие хлопкосеющие хозяйства Туркестанской области. Думаю, есть смысл, пропагандировать биометод, чтобы его применение стало еще шире. А бороться нам есть с кем: белокрылка, тля, хлопковая совка, саранча… Можно насчитать не одну сотню насекомых-вредителей растений. При таком их количестве не удивительно, что по официальным данным, мы теряем порядка 30 процентов урожая.

Могу определенно заявить, что в Туркестанской области из-за хлопковых вредителей хлопкоробы не добирают даже больше — около  половины урожая. На овощных полях насекомые портят до 20 процентов растений. И виноваты в этом паутинный клещ, белокрылка, тля и все та же хлопковая совка.

Так почему же земледельцы не спешат делать выбор в пользу биометодов?

– Основная причина, думаю, в том, что биологический метод пока является платным. Так, обработка против  вредителей с помощью  трихограммы на гектар посевов составляет 200 тенге, обработка златоглазкой — 250, габрабраконом — 280 тенге. А теперь посчитайте, во сколько такая обработка обойдется хозяйству, у которого, к примеру, десять тысяч гектаров полей? Химический же способ субсидируется государством.

Увы, бесплатное всегда кажется более привлекательным.  То есть, крестьяне соглашаются, что биообработка это очень хорошо, но все равно пользуются химическим, потому что он бесплатный: только подай заявку — государство и ядохимикаты закупит, и обработку полей проведет. Вот вам и ответ.  Обрабатывать же часть полей химическим, а часть — биологическим методом невозможно. Отравившись химикатами энтомофаги просто погибнут, а значит, деньги будут выброшены на ветер.

— Что, на Ваш взгляд, нужно, чтобы ситуация изменилась в пользу биометода?

– Во-первых, хочу сказать, что она медленно, но все же изменяется. Так, планируется запуск очередного комплекса по малотоннажному производству биопрепаратов. Всего же в области фабрик, где выращиваются энтомофаги, уже больше двадцати. Кроме того, ведется разъяснительная работа среди аграриев, где разъясняются преимущества биологического метода, приводятся примеры его эффективности, доказанные сельскохозяйственной деятельностью в развитых странах, где идет активный переход на экологически чистые технологии защиты растений, которые, как выясняется, куда более эффективен, чем химический. Даже на Кубе работает более 300 биофабрик, позволяющих обеспечивать энтомофагами все 700 тысяч гектаров полей этой страны и избавиться от импорта пестицидов.

 Так почему бы и нам не последовать ее примеру? А чтобы стоимость биообработки не била по карману, мелким хозяйствам мы предлагаем объединяться. К слову, если кто-то думает, что биообработка — нововведение, то ошибается. До 1991 года в Казахстане биологический метод защиты использовался на площади более 400 тысяч гектаров. Из них  250 тыс. га хлопчатника, 35 тыс. га овощей, 20 тыс. — садов. Работало несколько десятков биолабораторий. Но последние 20 лет этому не уделялось должного внимания.

Причин тому было несколько. Это и экономический кризис 90-х годов, и слабое финансиров​​ание науки, и различные изменения в аграрной отрасли. Сейчас эта работа КазНИИЗиКР при поддержке АО «КазАгроИнновация» и Минсельхоза постепенно возрождается, а значит, есть шанс, что придет время и продукция нашей аграрной отрасли будет экологически чистой, а работа на полях станет абсолютно безопасной для человека.

-Спасибо за интервью.

Ирина Притула
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Михалыч

    Казахстан единственный в мире где субсидирует использование химии в растеневодства! В Европе уже запрещают некторых местах уже вели налог на использование яда

    Ответить
  2. Айсара

    Берегите природу пожалуйста. Дайте нам только Эко продукт🙏

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля