Как госпрограммы влияют на жизнь простых сельчан

Новость на Казах-зерно:

Близится к завершению уборочная страда, и как обычно подводятся итоги заполнения отечественных закромов. Как государственные программы и мотивирующие речи, звучащие с высоких трибун, влияют на жизнь простых сельчан, узнал корреспондент «КазахЗерно.kz», побывав в небольшом обычном крестьянском хозяйстве, каких много в нашем зерносеющем регионе, в рамках пресс-тура от АКК.

Но сначала – предварительные итоги финансирования ВПиУР в целом по стране. Как известно, в бюджете предусмотрено ежегодное выделение для проведения осенних и весенних полевых работ в размере 60 млрд тг, и дополнительно к госфинансированию Аграрная кредитная корпорация привлекла еще 10,1 млрд тг средств сторонних инвестиций для обработки посевов в рамках госзаказа общей площадью 3,13 млн га. 80% от итоговой суммы традиционно приходится на Северный Казахстан. С ее помощью более 2000 сельхозтоваропроизводителей, используя длинные деньги по низкой ставке 7% годовых, смогли обеспечить первоочередные нужды: купить ГСМ, запчасти, пополнить оборотные средства и т.п.

Теперь же аграриев будут поддерживать еще и в рамках новой программы, выдвинутой главой государства Касым-Жомартом Токаевым, –«Экономика простых вещей». На ее реализацию планируется направить 200 млрд тг – по 100 млрд тг на растениеводство и животноводство в равных долях.

По словам заместителя директора столичного филиала АКК Олжаса Баймаханова, ее главное преимущество —  низкая процентная ставка: 5% годовых на основные средства и 10% на оборотные со сроком кредитования на семь лет. Также в ней менее жесткие требования к заемщикам – например, по программе «Сыбага» кредитуется только завоз импортного скота, а в рамках ЭПР можно покупать отечественные КРС и МРС без суммарного ограничения, а льготный период составляет 28 месяцев вместо заявленных в других программах 12 и 24 месяца. Строгими требованиями являются только наличие земельного участка любой площади и обращение прямого заемщика (через АКК), а не сторонних финансовых организаций. Также прорабатываются вопросы о финансировании переработки сельхозпродукции.

— Могут ли обратиться за содействием в АКК мелкие крестьянские хозяйства, которые в нынешнем засушливом и неурожайном году потеряли свою платежеспособность? Что ваша организация может сделать, чтобы они не остались за бортом?

— Эти хозяйства также могут рассчитывать на помощь АКК. Используя индивидуальный подход к заемщику, мы можем по информации кредитных менеджеров филиала предоставить рассрочку, пролонгацию для погашения кредитов. О списании его речь не идет, но отсрочить платеж и реструктуризировать его при предоставлении подтверждающих документов вполне возможно.

Но подробнее о том, что возможно и невозможно в нынешних условиях при ведении сельскохозяйственного бизнеса и как государственная программа доводится до исполнителей на местах, нам рассказал директор КХ «Барыс-2011» Болат Танатаров.

— Наше хозяйство находится в сельском округе Бозайгыр Шортандинского района Акмолинской области. Площадь посевов составляет 2925 га, в этом году посеяли пшеницу на 1015 га, а остальное занял ячмень. В этом году мы успели убрать урожай при хорошей погоде и с небольшими потерями, ведь уже завтра обещают дожди.

Урожайность по сравнению с прошлым годом поменьше, но мы не жалуемся – ведь некоторые  наши коллеги из, например, Костанайской области, вообще в поле на уборку не выходили – урожая нет, убирать нечего. У нас же ячмень дал 10 ц/га, пшеница – 6-7 ц/га. Что касается качества, то мы сдаем на элеватор пшеницу 3-го класса, которую там подсушивают, чтобы не прорастала, но в целом влажность зерна соответствует нормам. Этот год был очень сложным – стояла аномальная жара без намека на осадки, и последние дожди в августе ничего не добавили хорошего ни пшенице, ни ячменю, только подпортили зерно и увеличили засоренность поля. Но в целом мы закончили вовремя, и это неплохо.

— Как вы оцениваете итоги работы с АКК?

— Довольно хорошо. Когда только начинали работать в 2011 году, решили за кредитом обратиться в банк, но БВУ неохотно сотрудничают с крестьянскими хозяйствами, и нас направили в АКК. Сейчас мы работаем с АКК уже четыре года по банковской гарантии. Это большое подспорье для хозяйства – длинные кредиты под 5% годовых. Мы получили на ВПР порядка 40 млн тг, и эта сумма для нас оптимальная. Нам хватило ее, чтобы закупить семена, ГСМ, запчасти, закрыть другие хозяйственные потребности – обновить основные средства, материальную базу. Что касается бюрократической стороны, то сейчас с предоставлением нужных документов проблем нет, четыре года назад было сложнее собрать документы вовремя, а сейчас через портал Е-gov все эти справки в электронном виде принимаются, АКК быстро обрабатывает документы, и свои деньги мы получили вовремя: с февраля начинаем сотрудничать и в апреле у нас уже есть средства, которые мы используем по целевому назначению и потом отчитываемся.

— Структура посевных площадей вас устраивает? Не хотите ли вы практиковать большее разнообразие, чтобы уйти от зерновых?

— Сейчас это наилучшая для нас структура, потому что мы начинали с нуля, у нас не было такого разнообразия техники, чтобы сеять разные культуры. В начале нашего фермерского пути мы сначала взяли землю, потом купили технику, так что нам было не до разнообразия культур. А сейчас задумываемся над этим вопросом – на следующий год планируем посадить востребованный на экспорт и хорошо акклиматизированный в нашем регионе лен. Также предлагали выращивать подсолнечник, но он более капризный, да и у соседей урожай небольшой из-за климатических условий. Еще в этом году планируем посеять озимые, посмотрим, что будет. Семена берем казахстанские, заключен договор с НПЦЗХ им. Бараева, предполагаем в следующем году взять элиту и посеять твердую пшеницу сорта «Шортандинская-95», и ячмень.

— А заняться животноводством вы не планируете, это более выгодно…

— В перспективе – да. В прошлом году за счет продажи хорошего урожая и содействия по финансированию со стороны госпрограмм мы приобрели еще одно хозяйство. Так что теперь у нас есть материальная база, свои склады, ангар для хранения техники. Но главное – теперь у нас есть пастбища, и мы по программе «Сыбага» с кредитом АКК завезем 100 голов овец первоначально, а на через год, думаю, поголовье вдвое увеличим. Есть норма для выпаса скота – на 1 голову МРС должно приходиться 6 га пастбищ, у нас на 1200 га пастбищ можно будет 200 голов овец содержать.

— Каково техническое оснащение вашего хозяйства?

— Сразу скажу, что техника у нас не новая. Так, на полях до сих пор работаем на К-700 советского производства, конечно, полностью отремонтированых, поставили на них в прошлом году новые двигатели. Есть комбайн один казахстанской марки «Есиль», в 2011 году при содействии «Казагрофинанса» его приобрели. У нас небольшое хозяйство, и дорогая мощная новая техника себя не оправдает. Комбайны показали себя неплохо, хотя и есть мнение, что они, дескать, слабые, я это услышал, даже когда недавно за запчастями ездил. Но я сам в 2011 году работал на этом комбайне, и после меня два человека работали, и он до сих пор в хорошем состоянии. Состояние техники от умения механизатора зависит. У нас с 2012 года штат постоянный, и техника нормально работает, исправна.

— Мы дошли до животрепещущей проблемы нашего сельского хозяйства – дефицита кадров.

— Соглашусь с вами, проблема с кадрами существует и в целом по отрасли будет усугубляться. В «Барыс-2011» ее удалось частично решить — у нас с 2012 года работают одни и те же ребята, 5-6 человек, на уборку и посевную привлекаем сезонно еще 4-5 человек. К сожалению, я вижу, что работать на совесть будут в основном те люди, которые застали советское время. У нас парни в основном 1972-83 г.р., самый молодой 1986 г.р. а среди молодежи, к сожалению, рвения к технике я не вижу. Столица рядом, и работать там даже на низовых работах для юношей гораздо более привлекательно, чем в жару и в холод целыми сутками сидеть в комбайне на уборке или посевной, да еще и ремонтировать технику на улице. При такой близости мегаполиса мы вынуждены ориентироваться на городские запросы по зарплате, также помогаем своим сотрудникам с приобретением кормов. Но бизнес в одиночку не сможет полностью восстановить тот уровень соцкультбыта, который был раньше. Это государственная, я бы даже сказал, всенародная задача, и здесь нужны особые методы и направления финансирования. А пока молодежь уходит, хоть ее и зовут в село разными программами.

— Чего, на ваш взгляд, не хватает таким небольшим хозяйствам, как ваше?

— Хотелось бы больше поддержки финансовой, кредитов с ежегодным списанием и под низкие проценты, конечно, чтобы покупать дополнительную технику, успевать вовремя проводить сезонные сельскохозяйственные работы. Вот, например, в этом году мы рано закончили уборку, и если погода позволит, будем производить обработку почвы. В планах — купить еще один комбайн, чтобы работать быстрее и выполнять нормы агротехнологии. Но в этом году мы купили немецкий посевной комплекс, так что комбайн подождет до лучших времен. В благоприятные годы крепкие крестьянские хозяйства сами готовы расширяться и развиваться, как можно увидеть на нашем примере, а в такой засушливый и неурожайный год мы очень рассчитываем на государственную поддержку.

— Спасибо за интервью.

Наталья Журавлева
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Куаныш

    Любой может получить кредит в АКК главное менеджеру его «законные» проценты, это касается мелких хозяйств. Что касается крупных, то может быть скандал или процент побольше и начальнику.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля