И больше века длится жизнь

И больше века длится жизнь

Село Александровка, что расположено у кромки соснового бора в Щербактинском районе Павлодарской области, имеет богатую историю – ему уже больше 114 лет. Александровка по сути дела пережила эпохи, но живёт и здравствует и сегодня, пишет собкор «КазахЗерно.kz». Мне она особенно дорога, потому что здесь родилась моя мама, здесь она провела свое детство. Помнится, в 80-е годы возил сюда маму, по ее просьбе. Проехали по улицам в поисках дома Медведевых, но старого сруба уже не было, на его месте стоял кирпичный дом. Память об этой поездке с мамой навсегда со мной.

Если вы заезжаете в Александровку — не можете не обратить внимания на добротные дома ровных улиц в обрамлении вековых тополей. Именно тополя у своих срубов высаживали первые поселенцы, появившиеся здесь еще в 1904-1905 годах прошлого века. По словам старожилов села (а мне очень многое о нем рассказала коренная александровка, ветеран труда Л. Морозова, за что ей огромная благодарность), среди первых поселенцев было немало солдат и матросов, которые приехали сюда после трагичной русско-японской кампании. Здесь им предоставляли земельные участки, выделяли подъемные средства. Так образовывалось большое село у кромки соснового бора.

Постепенно, за несколько лет до октябрьской революции 1917 года, Александровка стала волостным центром, по площади занимавшим территорию, равную почти половине нынешнего Щербактинского района. На конвертах писем, идущих в эти края, писали примерно следующий адрес: «Семипалатинская губерния, Павлодарский уезд, Александровская волость, село Николаевка» (или любое другое село волости).

Население волостного центра насчитывало около трех тысяч душ, в селе стояла церковь, трехклассная школа (после коллективизации она потом стала неполной средней). Жили преимущественно в добротных домах, потому что александровцы слыли зажиточными крестьянами. Жили лучше, чем, к примеру, в соседних переселенческих сёлах и хуторах. Порядок в волости поддерживал живущий в селе околоточный полиции — бывший матрос Григорий Изотович Гришау-Зубков. Он по сути дела выполнял те же обязанности, что и участковые инспектора в наши дни. Околоточный не имел даже офицерского чина и жил за счёт своего крестьянского хозяйства. Дел у него было не особенно много, разве что пьяную голову кое-кому в праздник остудить.

В селе ежегодно проходили осенние ярмарки, на которые съезжались торговые люди не только из Семипалатинской губернии, но и из алтайских сел, и даже коробейники из Китая.

Статус села стал меняться одновременно со строительством железнодорожной ветки Павлодар — Кулунда, Александровка оказалась в 30 километрах от железнодорожной ветки и далеко не в центре административной территории. Но железная дорога сыграла большую роль. А потом  по Александровке прокатилась гражданская война. Странно, но в принципе крепкие хозяева, живущие в Александровке, во время гражданской войны приняли сторону красных, а не Колчака. В большой степени на это повлияли вернувшиеся с империалистической войны «распропагандированные большевиками» солдаты. Когда в 1919 году колчаковские части заняли Александровку и объявили мобилизацию мужчин 20-30-летнего возраста, старики-александровцы уговорили белых офицеров дать возможность мобилизованным напоследок вымыться в бане, уверяя, что на следующее утро новобранцы сами явятся на пункт сбора, расположенный на центральной площади. Но ночью практически все мобилизованные попросту сбежали в соседнее алтайское село Васильчуки, где формировался красноармейский отряд.

Скоро белых прогнали и в 1920 году жители Александровки создали у себя первую коммуну, а уже в 1929 году — колхоз «Батрак». Бывшие красноармейцы стали первыми членами коммуны, они же организовывали и колхоз. Мечтали о всеобщем счастье и равенстве.

Но иллюзии постепенно проходили, коллективизация тридцатых годов разделила александровцев тех, кто «за» и тех, кто «против». А так как по-настоящему богатых людей, «мироедов и эксплуататоров» в селе не было, то под раскулачивание часто попадали крестьяне, чем-то не угодившие районным уполномоченным. Например, большевик с 1914 года Макар Морозов, вступивший в тогда еще РСДРП(б) на фронте, попал в кулаки только за невпопад произнесенную фразу — мол, слишком часто в селе проходят собрания партячейки, работать некогда, а кормить семерых детей надо… У проштрафившегося при раскулачивании отобрали всё — даже одежду, а потом вообще сослали в Туруханский край, на Колыму, вместе с женой и всеми детьми. А ведь младшему из них, Владимиру, шел в то время только второй годочек от роду.

А 20-летний Кондрат Морозов, два раза за осень, сдав по продразверстке хлеб, в третий раз сказал продотрядовцам: «Ребята, у меня больше нет зерна, хоть убейте!» Сразу же состряпали дело, девочку-сироту Ольгу, племянницу его жены Харитоны Титовны, которую приютили Морозовы, объявили батрачкой, самого Кондрата Ефимовича — церковным старостой. За то, что подрабатывал в церкви сторожем. И, недолго думая, сослали вместе с женой и детьми на Колыму. Такие случаи в то время происходили сплошь и рядом.

Параллельно в эти годы шла сильнейшая идеологическая обработка населения, прежде всего, детей и молодежи. Церковь, красовавшаяся в центре села, была объявлена «очагом мракобесия». Её решено было отдать комсомольцам под клуб, предварительно сняв крест и колокола. Но никто из сельчан не соглашался пойти на такой грех. В конце концов, власти уговорили одного из жителей — забраться на купол и сбросить крест. И теперь можно много рассуждать об этом поступке, но пожилые александровцы помнили, что, скинув крест, мужик спустился вниз уже сумасшедшим. В полном смысле этого слова.  Потом он тяжело заболел, его родные увезли лечиться на юг, но и там он вскоре умер, разум к нему так и не вернулся до самой смерти. А через неделю-другую после того, как с нее сняли крест и колокола, церковь в одночасье сгорела. Дотла. До причин возникшего пожара так и не доискались — то ли комсомольцы нарушили правила пожарной безопасности, то ли это было делом рук вездесущих «врагов народа», поиск которых шел с невероятным усердием. Факт есть факт — храма в селе не стало. А жаль… Говорят, что это был настоящий архитектурный шедевр.

Продразверстка опустошила крестьянские закрома, а коллективизация — сельские подворья от скота и птицы, инвентаря. Рушился традиционный крестьянский уклад, а тут еще настали неурожайные 1930-1931 годы. Зерна собирали очень мало, да вдобавок оно почти полностью уходило под госзакуп. Это привело к голоду…

С 1934 года стали получать вроде бы приличные урожаи, немного «потолстели» трудодни. На местном базаре центнер пшеницы стоил 6 рублей, только вот деньгами колхозникам не платили. В этом же году появилась знаменитая статья Сталина «Головокружение от успехов». Часть высланных из села «кулаков» вернулась домой, они позже много сделали для возрождения Александровки. Например, Степан Макарович Морозов в 1934-1941 годах, до начала войны, считался бригадиром лучшей молодёжной бригады в Цюрупинском (Щербактинском) районе. Все, казалось, начало налаживаться…

Но пришел 1937 год, начался новый, еще более кровавый виток репрессий. В Александровке в это время было четыре улицы и небольшая центральная площадь, окружённая семью домами. Из этих семи домов арестовали троих хозяев. На улице Троицкой (46 домов) арестовали девятерых сельчан. Александровцы долго помнили, как свирепствовавшие сотрудники НКВД с помощью револьвера, приставленного к голове, побоями добивались так называемых свидетельских показаний на «врагов народа», а по сути соседей-односельчан. Правда, через некоторое время были опубликованы замечания Сталина по поводу «перегибов в работе НКВД», но это мало изменило ситуацию, а главное — судьбу репрессированных. Все арестованные александровцы или были расстреляны или сгинули в лагерях, за исключением Андрея Береста, погибшего в штрафном батальоне на фронте.

Только немного оправились от шока репрессий, как началась Отечественная война. Более трехсот александровцев ушли на фронт, защищать свою страну – такую суровую и такую любимую. Вернулись домой немногие. Сегодня имена погибших воинов-александровцев начертаны на Обелиске памяти в селе — 176 фамилий! По словам бывшего парторга колхоза Степана Акимовича Клешни, на самом деле погибло 273 солдата из Александровки, он даже говорил, что у него имеются их списки. Найти бы сегодня эти списки!

В годы войны в селе практически не было мужчин, за исключением стариков и инвалидов. Планы госпоставок увеличились в разы, и выполнять их пришлось женщинам и детям — так жила вся страна. Несколько спасли положение, как это ни кощунственно звучит, репрессированные, сосланные в Казахстан. Сначала прибыли немцы, затем чеченцы, у них был свой менталитет, но при этом и главное для хозяйства качество — трудолюбие и обязательность. Конечно, жили трудно, конечно, голодали, и все же… В селе не было воровства, двери запирали на палочку в пробое, а люди делились друг с другом иногда последним. Помогал людям, идя против закона и отпуская продукты в долг, инвалид Иван Афанасьевич Назаренко — в то время продавец местной лавки. Позднее он говорил, что, в конце концов, все должники-односельчане с ним рассчитались.

Село и колхоз стали крепнуть после войны, а пика своего благополучия они достигли в 70-е, 80-е годы прошлого века. Когда у руля колхоза имени Абая (ныне одноименное ТОО) трудился бывший флотский Николай Григорьевич Соколов — руководитель опытный, думающий, грамотный. Осенью 1976 года его избрали председателем колхоза. С тех пор он и в советское и время, и в реформенные 90-е годы, а затем до 2008 года возглавлял это хозяйство. Не дал его растащить в период реформ, многое сделал для сохранения села вместе со своим соратником, акимом села Кусаином Титаевичем Букаевым, работавшим позже заместителем акима района. В селе сохранены все социальные объекты, даже обновленный детсад, а ТОО имени Абая с 2000 года вновь стало рентабельным.

А еще через время в ТОО появился новый хозяин и новый собственник, который в корне изменил систему хозяйствования и, если так выразиться, вдохнул новую жизнь в старое село. С приходом нового хозяина – генерального директора Едиге Арбиева — кстати, состоятельного городского инвестора, ТОО имени Абая, созданное на базе Александровки, получило новый импульс развития. На длительную песпективу здесь взяли животноводческое направление, хотя и посевные площади прирастают год от года. Сеют пшеницу, ячмень, подсолнечник, кормовые культуры, обеспечивая собственное животноводство. Завели орошаемый участок. В хозяйстве произошло резкое увеличение производства мяса, а в перспективе оно продолжится.  В модернизацию и расширение производства новыми хозяевами инвестированы миллиарды тенге, крупнейшией проект – создание дополнительных площадей для увеличения поголовья скота. А так как резкое увеличение поголовья скота требует создания надежной и сбалансированной кормовой базы, то продолжается расширение посевов кормовых культур. С этой же целью намечено обустроили собственный орошаемый участок. Товарищество буквально за несколько лет из обычного хозяйства-середнячка смогло войти в число крупных производителей сельскохозяйственной продукции Павлодарской области. Здесь работала откормплощадка на 10 тысяч голов скота, самая крупная в области. Мясо шло не только на рынки области, но даже в Алматы, где конкуренция довольно высока. Как и в былые годы, здесь не сбрасывают со счетов и производство молока, в года четыре назад занялись породным преобразованием маточного поголовья – закупили породистых коров и телок как в Казахстане, так и в Алтайском крае России. Сегодня уже видны реальные результаты этого, продуктивность стада значительно возросла. Результат всех этих усилий – это не только крепнущая экономическая база хозяйства, но и укрепление села, его социальной сферы. Александровка благоустраивается, здесь надёжно работают все социальные объекты, развивается спортивная база, у людей есть уверенность в завтрашнем дне. И все тот же бор за околоицей, все те же трели жаворонков по весне. И все тот же воздух, терпкий запах земли на пашне и все те же нескончаемые трудовые будни большого села. Села, подходящего к своему 115-летию и как будто переживающего вторую молодость.

Владимир Гегер
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля