Молочные проблемы поставили на карту

Молочные проблемы поставили на карту

Дорожную карту развития молочной отрасли Казахстана презентовали в Караганде на региональной конференции крупнейших перерабатывающих заводов. Основным вопросом стало качество и безопасность используемого сырья.

Минус антибиотики

В настоящий момент переработчики Казахстана используют примерно 1,5 млн тонн молока в год. Из этого объема половину дают молочно-товарные фермы, и к качеству этого сырья претензий нет. Вторая часть идет из личных подсобных хозяйств сельчан. И вот тут возникают вопросы — как по качеству, так и по безопасности сырья. Главная проблема, о которую могут споткнуться сдатчики молока — это остаточное содержание антибиотиков в сырье. Кроме того, различных биологических загрязнителей и патогенной микрофлоры, попадающих в сырье из-за несоблюдения элементарных санитарных требований при доении коров на личных подворьях, передает агентство «КазахЗерно.kz».

— Мы проводили исследования, и установили четкую прослеживаемость: в тех регионах, где населением массово употребляется молоко из частных подворий, там наибольшее количество заболеваний человека бруцеллезом и туберкулезом, — отметил Владимир Кожевников, исполнительный директор Молочного союза Казахстана. — И тут ситуация понятна: проблема возникает в процессе доения и заготовки. Если корову подоить грязными руками, а потом не процедить и не охладить молоко, то возникают проблемы. Поэтому мы и разработали дорожную карту, обозначив меры преодоления проблем. В том числе, работа с населением. Мы проводим обучающие семинары, запускаем ролики, где простым языком объясняем сельчанам основы. Почему-то у нас читается, что если бабушка в деревне всю жизнь доила корову, она и так все знает. Но это не так. Поэтому и разъясняем нюансы. Например, нельзя доить в пластмассовое ведро — там мгновенно развиваются бактерии. Или что если в молоко упала муха, то она в течение минуты дает 500 млн бактерий. Все это нужно учитывать.

Также молоко из ЛПХ таит тут огромную угрозу в силу бесконтрольного применения антибиотиков многими сельчанами. То есть, для лечения скота часто используются те же препараты, что и для лечения человека. Не выдержав положенный по нормам срок после применения медикаментов, сельчане сдают молоко на переработку. Это сырье содержит остатки антибиотиков, и они накапливаются в организме человека. В результате, вырабатывается резистентность — в случае, если заболевает сам человек, его организм уже не реагирует на лекарство. И победить болезнь становится невозможно.

 — Ежегодно по этой причине в мире умирает 700 тыс. человек, — сообщила Инна Пунда, эксперт Продовольственной организации ООН (ФАО). — Это страшная проблема, на уровне СПИДа. Поэтому в рамках проекта мы различными способами доносим до сельчан информацию о правилах лечения, содержания, кормления скота, чтобы получаемое молоко соответствовало всем нормам. Нами выпущены плакаты, записаны ролики, сейчас готовится брошюра.

Плюсы кооперации

Дулатбек Акпар, директор карагандинского молзавода, рассказал, что на каждом их пункте по сбору молока есть приборы, которые определяют наличие антибиотиков в молоке. Если тест положительный, вся партия возвращается сдатчикам. Такие случаи бывают достаточно часто, но нескольку раз в месяц. Всего же, по оценке Молочного Союза, техрегламентам по той или иной причине не соответствует до 90 % молока, поставляемого из ЛПХ.

Конечно, переработчикам было бы удобно работать только с фермами, но их не хватает, чтобы удовлетворить спрос. Более того, сейчас в Казахстане есть недостаток собственного сырья в объеме порядка 1 млн тонн в год. Он покрывается за счет импортного сухого молока, которое используется всеми молзаводами страны. С нового года эта зависимость может вырасти, ведь сырье, не соответствующее техрегламентам, на переработку приниматься не будет. И конечно, российские и белорусские производители также постараются укрепить свои позиции на рынке Казахстана, что поставит местные предприятия в сложное положение. 

Конечно, Казахстану помогло бы строительство собственных молочно-товарных ферм. Но, к сожалению, их появляется мало. Ситуация у соседей лучше: если сегодня в нашей стране ЛПХ дают 75% удоев, то в России — 50%, а вторую половину — промышленные предприятия. 

Частично решить проблему поможет создание сельских производственных кооперативов (СПК). В понедельник, 12 августа, все жалеющие смогли посетить кооператив «Арка сут» в селе Жаман Жол Абайского района. Владимир Кожевников назвал этот СПК образцом — именно так, по его мнению, должны работать все кооперативы молочного направления. Кооперативу принадлежит молокоприемный пункт с охладителем, куда каждый день сельчане привозят молоко. А позже оно на молоковозе отправляется переработчику. 

Всего в селе 140 коров, членов кооператива 54. Получается, что в каждом дворе по две-три коровы. Большее количество скота сами сельчане просто не смогут содержать из-за нехватки пастбищных угодий и кормов. Да и доить вручную больше трех коров одному человеку сложно. 

Кстати, членам кооператива полагается господдержка в виде субсидий — 10 тенге на каждый сданный литр молока. Пока эти деньги аккумулируются на депозите, чтобы позже, с согласия всех членов, потратить их на какие-то общие мероприятия. Например, закуп породистого быка в общественное стадо. Это важно, поскольку качество поголовья невысокое, отсюда и низкие удои. Также необходимо подумать и о приобретении кормов на зимний период.

Работать с кооперативом жителям села Жаман жол нравится. Об этом сказала местная жительница Светлана Мокшина, которая привезла в пункт приема бидон с вечерним удоем. В день она сдает по 40 литров — это в теплый сезон, с мая по август. В ее хозяйстве три коровы.

— Благодаря работе кооператива молоко сдается и увозится вовремя, — отметила она. — Поэтому оно не портится, и мы вовремя получаем деньги. А если бы его тут не принимали — попробуйте, поездите на рынок в город, чтобы его продать! Плюс, есть субсидии, что для нас существенная поддержка.

Что касается создания новых кооперативов, то переработчики тут не хотят брать инициативу в свои руки. Они считают, что решение об объединении должны принимать сами сельчане. СПК «Арка сут» был поддержан крупным карагандинским молочным заводом как пилотный, показательный проект, чтобы все жители малых населенных пунктов могли увидеть и оценить этот опыт. А потом уже по обкатному шаблону самостоятельно создали аналогичные кооперативы у себя — при наличии достаточного числа желающих. Однако, пока кооперативы молочной специализации — единичные. Проблем много, и одна из них  нехватка специалистов самого разного профиля — от ветеринаров до технологов.

Результат контакта

Активное участие в разработке дорожной карты молочной отрасли принимает ФАО, запустив в нынешнем году тематический двухлетний проект при поддержке Европейского банка реконструкции и развития. Как рассказала Инна Пунда, проект начался с оценки существующих проблем. Сразу стала очевидна главная — огромные расстояния страны. Согласно принятым экономическим расчетом, рентабельным считается забор сырья на расстоянии не более 50 км от молочного завода. У нас же переработчикам приходится ездить за 150 км, а то и больше. В итоге, транспортные расходы приходится перекладывать на плечи самих сельчан, и поэтому высоких закупочных цен на молоко переработчики предложить не могут. Например, в СПК «Арка сут» сейчас молоко принимают по 82 тенге за литр. Это при том, что в магазине литр молока дешевле 250 тенге найти невозможно. Объяснение простое  высокие транспортные расходы.

В числе мер, которые применило ФАО в рамках разработанной программы поддержки молочной отрасли — внедрение бесплатного мобильного приложения Collect Mobile. Оно позволяет оптимизировать взаимодействие сдатчиков молока и сборщиков. Также оно позволяет анализировать продуктивность скота и причины несоответствия сдаваемого молока требованиям качества и безопасности.

Сейчас уже приложение широко используется по всей стране. В том числе, в Карагандинской области. С помощью него переработчики провели картирование регионов, откуда идут поставки сырья, и оценили возможности каждого населенного пункта.

— К настоящему моменту мы уже оцифровали все свои молокоприемные пункты, их у нас 30, — отметила Сауле Жанкина, представитель крупного молзавода. — Мы видим их на карте, и по каждому нашими сдатчиками введена информация по количеству скота, объемам молока, истории болезней животных. На основании этого мы провели анализ и сделали выводы. Допустим, мы приняли решение с одного села снять молокоприемный пункт и перенести его в другое. Во-вторых, благодаря анализу мы обнаружили перспективные районы, куда ранее не заходили. Теперь мы видим, что сбор молока там будет рентабелен, и в следующем году начнем работу со сдатчиками.

Инна Пунда обратила внимание и на то, что существует проблема перекупщиков. То есть, не все переработчики имеют службы заготовки. Часто по селам ездят «предприимчивые» люди, которые скупают молоко за бесценок, а потом отвозят на заводе, получая на ровном месте прибыль 25 — 30%. Использование приложения Collect Mobile позволят снять и эту проблему, напрямую сведя производителя и переработчика.

Молочные проблемы поставили на карту
Сергей Буянов
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Айман

    Больше половина молока это не молоко продаются в магазинах.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля