Казахстан теряет среднеазиатский рынок муки. Мукомолы бьют тревогу

Таджикистан сократил импорт муки на 7,4 тыс. тонн, ввоз пшеницы увеличил на 4,4 тыс. тонн

Казахстанскую мукомольную промышленность многие эксперты по праву считают одной из основных системообразующих отраслей всего АПК республики. Она является самым крупным потребителем пшеницы, главной сельскохозяйственной культуры страны, которую перерабатывает на муку, как для внутренних продовольственных потребностей страны, так и на экспорт. Доступная сырьевая база местной качественной пшеницы, вкупе с наличием емких внешних рынков потребления продуктов переработки обеспечило условия развития казахстанского мукомолья.

Но сейчас Казахстан теряет среднеазиатский рынок муки. И в этом есть как объективные, так и чисто ситуативные и технические причины. Мукомольные производства Казахстана работают в убыток из-за потери рынка сбыта своей продукции в Афганистане. Производители сообщают, что мукомольные заводы находятся на грани закрытия, а руководство отпускает работников в бессрочные отпуска. В результате компании работают в убыток, отмечают эксперты «КазахЗерно.kz».

Немного истории

За последние четверть века отрасль производства муки поднялась буквально заново и пережила различные стадии своего развития. Заглянув в прошлое, стоит отметить, что производством муки казахстанские сельхозпроизводители занялись отнюдь не от хорошей жизни. И тем более, не в соответствии с каким-либо стратегическими маркетинговыми планами, а лишь следуя логике своего выживания и с целью получения дополнительной прибыли.

В 90-е годы прошлого столетия Казахстан столкнулся с перепроизводством зерновых, которые некуда было сбывать. Общий рынок большой страны был разбит. Отсюда произошло и сокращение посевных площадей, и резкий спад закупочных цен на зерновые. Старые рынки сбыта были во многом утеряны, а новые еще не налажены. В этой ситуации кто-то сокращал площади, а кто-то ставил мельницы в надежде сбыть свое зерно в виде муки.

Расчет последних оказался верным. Здесь в Казахстане сошлись сразу несколько положительных рыночных предпосылок, которые делали мукомольный бизнес выгодным.  Они обусловлены географическим положением Казахстана и его природно-климатическими условиями выращивания пшеницы в зерновом поясе на севере республики. И совсем рядом с Казахстаном оказался емкий рынок сбыта, как пшеницы, так и продукта ее переработки – муки.

Чего только стоил многомиллионный Узбекистан, перерабатывающая промышленность которого с развалом общего рынка СССР оказалась в разрухе, как, в прочем и в других странах СНГ. Ставить мельницы в Казахстане стало особенно выгодно. Во-первых, здесь был избыток мукомольного сырья – пшеницы. А во-вторых, практически во всем СНГ мука стала супер востребованным товаром, впрочем, как и другое продовольствие. Люди постарше, наверняка, помнят, как в одно время из северных областей Казахстана в Россию вывозили не только муку, но и даже готовый хлеб в мешках. КАМазами вывозили тушенку из давальческого мяса, со свистом уходило сливочное масло, крупы и другие продукты.

Но то время ушло. Соседние страны постепенно одна за другой восстанавливали свой продовольственный потенциал. Быстрее всего это получилось у тех стран, которые обладали мощной сырьевой базой, были более технологически продвинуты и имели производственную базу сельхозпереработки. Уже к началу этого столетия продовольственные потоки повернули вспять и в Казахстан хлынуло импортное продовольствие и даже мука, произведенная из казахстанского зерна.

Экспорт муки в Узбекистан, Афганистан, Таджикистан и Кыргызстан составляет подавляющуб часть общих объемов экспорта. В то же время все перечисленные страны в последние годы старались ограничить импорт казахстанской муки. В конкурентной среде мы проигрываем по цене, говорят специалисты.

Если с 2004 по 2010 год экспорт казахстанской муки постепенно увеличивался, то в 2011-м он резко понизился, не достигая отметки в 2 миллиона. В 2012 году наблюдается резкий скачок верх, а в последующие годы – стабильная отметка в 1,7 миллионов тонн.

За 10 лет Казахстан более чем вдвое увеличил объемы производства муки и более чем в 13 раз ее экспорт. «Взлет» поставок за рубеж пришелся на 2009-2010 годы, за это время наша страна экспортировала почти два с половиной миллиона тонн муки высшего сорта. Тогда этот успех в мире назвали «феноменом Казахстана». Однако в последние годы экспорт пошел на убыль.

 «На данный момент основной рынок сбыта муки для Казахстана – Афганистан. Основные конкуренты на рынке сбыта муки – импортеры казахстанской муки – Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, которые активно развивают собственную мукомольную промышленность из казахстанской пшеницы. Правительства этих стран выделяют силы и средства для развития импорта зерна, у них активно развивается собственное мукомолье. Экспорт казахстанского зерна растет, импорт муки падает», — рассказала на заседании регионального совета по экспорту финансовый директор ТОО «Тимирязевский мукомольный комбинат» Кунсулу Габдушева.

Мнение эксперта: Не стоит забывать, что в странах-импортерах казахстанской муки также развивается мукомольная промышленность. Технологически это не слишком сложное производство и поэтому его организовать не представляет особого труда. В странах Средней Азии, куда  и направлен мучной экспорт Казахстана, уровень потребления производных муки достаточно высок и стабилен. Поэтому производство муки в этих странах представляется достаточно выгодным бизнесом. А различные сочетания местной и казахстанской пшеницы позволяют местным мукомолам выпускать широкий ассортимент муки, как в качественном, так и ценовом диапазонах.

Кунсулу Габдушева указала на то, что правительства этих стран применили государственные меры поддержки импорта зерна путем предоставления налоговых льгот и снижения тарифов на его транспортировку.

 «Одновременно введены акцизы на ввоз муки и увеличена ввозная пошлина на макаронные изделия. Эти меры были призваны поддержать именно переработку зерна, а не экспорт муки, и эти затраты окупились. Этому в немалой степени способствует и политика нашей страны, считающей эти страны основным и приоритетным рынком экспорта зерна пшеницы», — пояснила она.

По словам Габдушевой, еще одной причиной плачевного положения дел на мукомольных предприятиях Казахстана стала высокая разница в транзитных и внутренних тарифах на транспортировку муки через территорию Узбекистана.

 «Разница составляет порядка $22 на тонну. Это позволяет узбекской стороне перерабатывать казахстанское зерно и экспортировать получаемую муку на афганский рынок. Уже сегодня доля узбекской муки из казахстанского зерна на пограничном переходе Галаба–Хайратон доходит до 50% от общего объема поставляемой в Афганистан муки. Более того: идет устойчивый процесс инвестиций афганского бизнеса в развитие мельничных мощностей в Узбекистане, что неминуемо приведет к замене казахстанской муки на афганском рынке на муку узбекского производства из казахстанской пшеницы. Казахстан уже сегодня превратился в сырьевой придаток стран Средней Азии, рассматривающих нашу страну исключительно как поставщика сырья для загрузки собственных мукомольных предприятий», — подчеркнула представитель отрасли.

Мнение эксперта: Экспорт муки, несомненно, нужно поддерживать, но эта помощь должна выражаться даже не в финансовом выражении, в виде субсидий, хотя и это важно, а в организации методических мероприятий по продвижению казахстанских марок муки. Нужны грамотные системные действия и усилия в сфере логистики и маркетинга муки, не только на традиционных, но и на новых рынках.

Кунсулу Габдушева также рассказала, что экспортерам не хватает вагонов для перевозки своей продукции. «Вся произведенная продукции идет на экспорт, и мы испытываем большие трудности из-за хронической нехватки вагонов. К примеру, в сентябре 2018 года из заявленных 400 вагонов на месяц фактически было выделено 62, в октябре – из заявленных 380 – всего 70», – уточнила Габдушева.

Кроме того, по ее мнению, мукомолам, занимающимся экспортом муки, требуется государственная поддержка в виде субсидий на приобретение пшеницы, а также решение вопроса по возврату превышения налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте товаров.

 «В правилах системы управления рисками, действовавших до 2013 года, был подпункт 2 пункта 9, согласно которому в отношении поставщиков товара у плательщиков – производителей муки налоговый орган прекращал дальнейшее формирование аналитического отчета «Пирамида» по поставщикам. И это было справедливо. А в 2013 году этот пункт был исключен из правил СУ, что стало означать применение формирования аналитического отчета «Пирамида» у производителей муки и, как следствие, потерю значительной части суммы превышения НДС, предъявленной к возврату из-за построения «Пирамиды» до 8-10-го уровня. В результате так называемый неподтвержденный НДС по поставщикам до 8-10-гоуровня, не имеющий никакого отношения к коммерческому производителю, остается на лицевом счете экспортера, то есть у нас, без права его использовать вместо того, чтобы быть возвращенным нам. Таким образом, из оборота денежных средств предприятий изымаются большие финансовые средства», — пояснила Габдушева.

Она также подчеркнула, что негативно на работе предприятия отразилась отмена дифференцированных тарифов на электроэнергию по зонам суток с 1 сентября 2017 года.

«Это привело к увеличению тарифа для нас в 3-3,3 раза, а в связи с этим – к резкому увеличению себестоимости мукомольной продукции. Этот факт повлек снижение получаемой прибыли и рентабельности, и неконкурентоспособность стоимости муки», — добавила спикер.

Габдушева внесла предложения, принятие которых, по ее мнению, может спасти отрасль от гибели: рассмотреть возможность ограничения вывоза зерна из РК путем установления квот, а также выдачи лицензий и пошлин, которые будут уплачены в бюджет страны покупателем при вывозе зерна из Казахстана; обратить внимание государственных органов на тарифы АО «КТЖ» и АО «КТЖ – Грузовые перевозки» на транспортировку мукомольной продукции и оказать содействие в их снижении, а также решить проблему по недостатку выгонов; оказывать поддержку мукомолам, занимающимся экспортом муки, в виде субсидий на приобретение пшеницы; обратить внимание на создание эффективной системы поддержки экспорта переработанной продукции, в частности, возможно изучение опыта Китая по дифференциации НДС при экспорте сырья и переработанной сельхозпродукции, то есть, пониженный коэффициент возврата НДС при экспорте сырья и полный возврат – при экспорте переработанной продукции, что позволит повысить привлекательность экспорта муки и снизить привлекательность экспорта зерна; выработать меры зеркального реагирования к странам, применяющим меры нетарифного ограничения в торговле с Казахстаном, – это Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан; для упрощения процедуры возврата НДС рассмотреть возможность отмены введенного в 2013 году построения налоговыми органами аналитического отчета «Пирамида» в отношении налогоплательщиков-производителей муки; рассмотреть вопрос создания альтернативных маршрутов перевозки муки из Афганистана, минуя Узбекистан; законодательно поддержать категорию пользователей дифференцированного ночного тарифа электроэнергии, предоставив им стимулы в виде льготных ночных тарифов; ужесточить контроль государственных органов за контрабандой дешевого российского зерна, «которое россияне, чтобы не платить транзитные платежи, отгружают из Казахстана в соседние страны».

Заместитель председателя правления внешнеторговой палаты Казахстана Нуралы Букейханов согласился со многими доводами спикера, отметив, что объемы экспорта муки все же растут: если в 2014 году Казахстан экспортировал 634 тыс. тонн, то в прошлом году – 1,418 млн. тонн.

 «Действительно, из общего объема 1,5 млн. тонн экспортировано в Афганистан. Это 61% от общего экспортированного объема и 35% от общего произведенного объема. Мы согласны, что есть дефицит подвижного состава, вопросы по возврату НДС. НПП «Атамекен», внешнеторговая палата эти инициативы поддерживают. Но вместе с тем мы уже создали торговый дом в Афганистане, который будет содействовать нашим экспортерам муки. Четыре предприятия уже заключили или прорабатывают контракты. Проработаны и альтернативные маршруты, которые в полтора-два раза дешевле узбекского – через Туркменистан. И возврат вагонов будет не 30 суток, а около недели. Мы готовы с вами работать», — заверил Букейханов представителей мукомольной отрасли.

В свою очередь, руководитель управления регионального развития экспорта департамента производства экспорта министерства торговли и интеграции Казахстана Дина Абдрахмет сообщила, что в министерстве сейчас готовится дорожная карта по продвижению экспортного сырья, в том числе рассмотрение вопроса о введении упрощенного порядка возврата суммы НДС при экспорте. «Вопрос дифференцированного НДС будет решен в октябре-ноябре», — уверяет она.

Заместитель акима СКО Даурен Жандарбек признал, что «проблемы в отрасли существуют». «Необходимо рассмотреть вопросы компенсации аренды подвижного состава и транспортных затрат – от производителя до покупателя. Железнодорожные тарифы со странами Центральной Азии не отрегулированы. В то же время в РФ на основании соглашения внутри России в отношении Казахстана применяются внутренние тарифы. И у экспортеров возникает вопрос: почему мы не может добиться такого с азиатскими странами? Все эти вопросы нужно проработать», — заключил Жандарбек.

Мнение эксперта: По пути индустриализации своей пищевой промышленности будут двигаться все страны мира, в том числе страны Средней Азии. Конкуренция за рабочие места и прибавочную стоимость идет во всем мире. Экономия ресурсов охватывает весь мир и последствия этого пока оценить невозможно. Может быть, в связи с этим мы узнаем настоящую цену на зерновые и продовольствие. А страшные сказки ФАО о предстоящем мировом продовольственном коллапсе окажутся очередной профанацией.

Федор Сергеев
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. КокшиНан

    А когда-то Казахстан первое место занимал по экспорту муки в мире! Как министр Мамытбеков начал субсидировать перевозку пшеницу в 2011/12 гг. резко экспорт муки упал. Все начали вывозить пшеницу и он внутри Казахстана стал золотым. А надо было Наоборот субсидировать глубокий переработку зерна то есть печенье муку и так далее. И сейчас не поздно надо субсидировать глубокие переработки зерна и вывозить готовую продукцию! У Казахстана есть все шансы Стать опять мировым лидером по экспорту муки!

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля