Казахстан: Кормовая база животноводства: в резерве рожь

Казахстан: Кормовая база животноводства: в резерве рожь

Зерно в пищу скоту как основное блюдо каждодневного рациона? Еще 50 лет это было труднодостижимо, а 100 лет назад и вообще нереально. В те времена цельное зерно злаковых растений давалось домашнему тяговому скоту перед сезоном вспашки, либо породистым племенным животным. С широким внедрением механизации размеры площадей, занимаемых злаковыми культурами увеличилось в разы, их стало намного проще обрабатывать. К тому же продажа удобрений в Казахстане сегодня намного эффективнее. Поэтому появился и оперативный остаток зерна, который вполне пригоден в пищу животным.

Сегодня озимая рожь не является основной кормовой культурой среди злаковых растений. Первое место прочно занимает пшеница. Но перспективы у ржи достаточно неплохие по нескольким причинам. Первая – растение устойчиво к разнообразному климату, даже к тяжелым условиям северных регионов. Вторая – питательная ценность зерна вполне сопоставима, а часто даже и превосходит пшеницу, ячмень, кукурузу, рис.

Использование чистого зерна ржи для кормления животных с однокамерным желудком (куры, индейки, утки, свиньи и т.д.) невозможно, так как содержание определенных веществ препятствует нормальному пищеварению. Возможно только создание комбикормов, состав которых будет компенсировать недостаток ферментов пентозанов. Поиском решения данной проблемы занимались многие ученые не только Америки и Европы, но и России, и в 90-е годы прошлого века пентозаназа была получена. Поэтому сегодня до 50% урожая озимой ржи в Европе идет на корм скоту в смеси с этим ферментом.

Но стоимость такого комбикорма по сравнению с чистым зерном возрастает на 30%, что сказывается и на конечном продукте скотоводства Казахстана. Для европейских стран этот показатель не является критичным при отсутствии других возможностей для получения дешевого корма для животных. На просторах России же подобная ситуация нерентабельна, поэтому ведется интенсивное выведение более приспособленных для употребления в пищу сортов ржи. То есть подразумеваются такие сорта озимой ржи, в которых содержание арабиноксиланов было бы как можно меньше.

С 2004 года во многих российских исследовательских институтах была проведена массовая работа по селекции именно таких сортом ржи. На данном этапе ученые могут не только выделять растения с наименьшими показателями арабиноксиланов, но и передавать это свойство следующим поколениям растений. К сожалению этого недостаточно для создания полноценной кормовой базы животноводства, но в оперативном резерве рожь, тем не менее, находится.

Самые новые сорта озимой ржи содержат в процентном отношении такое же количество водорастворимых арабиноксиланов, что и пшеничные зерна, а значит до появления полноценного годного в пищу зерна не так уж и далеко.

С каждым новым годом растут площади, отводимые специально под кормовые растения. Соответственно растет и процент собираемого урожая, отправляемый на корм животным. В регионах с холодным климатом даже строят специальные теплицы, в которых выращивают кормовые сорта моркови, свеклы, капусты. Теплицы позволяют получать урожаи круглый год и постоянно обеспечивать необходимыми веществами скотину.

Но увеличение удельной доли кормовых растений не говорит о том, что на земледельческой торговой площадке Казахстана становится меньше продуктов питания для человека. Это совсем не так. Элитных сортов растений все так же много и купить можно все, что можно пожелать, просто менее богатые полезными веществами, витаминами, микроэлементами растения идут на корм животным, на выпуск биотоплива, в химпром, нефтедобычу и т.д.

Таким образом, озимая рожь остается в резерве кормовой базы животноводства, в отличие от пшеницы, растений, выращиваемых в специальных теплицах, комбикормов. Но перспективы перейти в основной список у нее очень неплохие. Дело времени. 


www.agroprom.kz
E-mail: [email protected]

admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля