«Якорные» проекты – шанс для фермера на лучший сбыт

Новость на Казах-зерно:

Сегодня государство поощряет развитие животноводства, выплачивает субсидии за производство продукции. Отметим, что ВКО занимает лидирующие позиции по мясу  в республике. По итогам 2018 года объем производство мяса всех видов скота и птицы составил 282 тыс. тонн в живом весе.

Но вот парадокс. Объемы растут, но и ценники в магазине  – тоже, так бывает при дефиците. О каких проблемах сбыта тогда можно говорить? Однако высокие цены, как выясняется, связаны, в том числе и с этим.

– Если сегодня крупные сельхозформирования  могут оптом продать скот, то  мелкие производители, а это небольшие КХ и личные подсобные хозяйства (ЛПХ) испытывают затруднения в реализации выращенного поголовья, – рассказал в беседе с собкором агентства «КазахЗерно.kz» заместитель директора Палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев.

Крестьянин или владелец ЛПХ  в редком случае может тушу после забоя (не говоря уже –  в живом весе) реализовать напрямую торговцу.  Разве что, если живет неподалеку от многолюдного базара.  А везти из глубинки   одну или несколько туш, не имея договоренности, рискованно. Да и на кого хозяйство бросить?  Вся надежда на милость перекупщика. Потому и  доходы у того гораздо выше, чем у фермера, который полтора года растил бычка. 

С другой стороны, сегодня для мяса, а товар этот остается востребованным, несмотря на модное вегетарианство, открыты практически все рынки дальнего и ближнего зарубежья, закупщики из Поднебесной, к примеру, сами приезжают. «Наше» мясо там в «авторитете».  Но фермерам, трудно, как и раньше, продать  выращенную скотину по достойной цене.

–  Китайским, да и другим зарубежным предпринимателям  нет охоты ездить по области по мелким хозяйствам и закупать по 20-30 голов, им интересней приехать на крупную ферму и взять сразу 500-1000 и больше голов скота, – говорит мой собеседник.

Так что же, тупик? Ведь животноводство, особенно в отдаленных районах и в так называемых «медвежьих» углах  для многих остается единственной возможностью иметь доход и содержать семью.

В палате предпринимателей ВКО  решение проблемы со сбытом в животноводстве видят в реализации специальных «якорных» проектов.  Вот их суть.

На базе крупного хозяйства создается солидный откормочник, который объединит вокруг  себя мелких и средних производителей.   Владелец базового КХ  предоставляет ЛПХ и небольшим фермам  быков-производителей или уже молодых бычков. Там молодняк выращивают до определенного возраста. Когда настает стадия интенсивного откорма,  хозяин площадки выкупает бычков  у крестьян.

Такие проекты реально жизнеспособны. Доказательством удачной кооперации могут служить  два откормочника на 3000 голов, которые действуют, благодаря поддержке ПП,  в ВКО.  Это хозяйство «Ыкыбай» в Тарбагатайском районе  и ТОО «Sembel» в Жарминском районе.

– Если организовать по два таких «якорных» откормочника в каждом районе области, то проблему со сбытом для мелких производителей можно решить, – считает К. Мамырбаев.

Специалисты ПП готовы оказывать консультационную и другую организационную поддержку.  Они выезжают на место и с учетом имеющихся условий (инфраструктура и др.) дают заключение  о возможности создания откормплощадки, обеспечивают сопровождение проекта. 

Конечно, для этого нужно встречное движение: организатора откормплощадки и мелких производителей.   Ну, а пока, крестьяне пытаются решить проблему со сбытом  в одиночку.

– Это не объясняет, почему цены растут?

– И будут расти! Мясо уходит на экспорт, потому что цена привлекательней.

Странно, но из  ВКО  экспортированные объемы весьма скромны. Всего-то около 230 тонн. Однако они, как выясняется, не отражают истинной картины с экспортом восточно-казахстанского мяса. Правда,  никакого криминала в том нет. Оказывается, по самым мясным районам нашей области  постоянно циркулируют многотонные фуры из Алматинской и других южных областей. Они скупают скот в живом весе, откармливают у себя, а потом экспортируют, к примеру, в Узбекистан. Понятно, что восточно-казахстанское мясо идет туда  уже под другой маркой.

Но крестьяне, у которых голова постоянно болит, куда выращенную скотинку девать,  приезд таких экспортеров вызывает только положительные эмоции. Своих-то заготовителей нет и, видимо, не будет. 

Поменять ситуацию в корне может, как считают в Палате предпринимателей, создание именно «якорных» откормочников.


Надежда Михеева

с автором можно связаться по адресу:

[email protected]


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. Ринат

    Фермер должен экспортировать мясо а ещё лучше глубокие переработки а потом экспорт. Тогда у него появится прибыль. А внутри страны продать мясо за копейки это уже не бизнес.

    Ответить
  2. Куаныш

    Один пашет, остальные продают и зарабатывают больше… Перекупы больше цену дают, чем откормочники, поэтому фермеру выгоднее отдать перекупу. Поэтому откормочники сейчас практически пустуют. ДА и зачем сдавать откормочникам? Если по госпрограмме только они и зарабатывают? Там кроме племенного бычка, которого надо кормить-поить-ухаживать, фермер ничего не имеет. Программу надо доделать, с акцентом на мелкого фермера, а не на откормочники.

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля