Тест Актобе на IQ, или Опыт над опытной станцией

Новость на Казах-зерно:

Сложности испытывают все отрасли АПК. Но, если в ближайшее время не будут решены жизненно важные проблемы ученых Актюбинской сельскохозяйственной опытной станции (АСХОС), можно навсегда и безвозвратно потерять интеллектуальную составляющую. Без нее внедрение инноваций, эффективное развитие сельского хозяйства региона и его диверсификация станут невозможны.

В структуре АСХОС научное и производственное подразделения. Наука благодаря энтузиазму самих ученых развивается, а вот с практической стороной проблем очень много. Может, над старой доброй Опытной станцией проводится эксперимент на выживание, а ее ученые просто-напросто не знают об этом? Надеемся, ситуацию прояснят представители Министерства сельского хозяйства, курирующие вопросы науки, Национального аграрного научно-образовательного центра (НАНОЦ), в состав которого входит станция, и местная исполнительная власть Актюбинской области, на чьей территории находится уникальное предприятие.

Ведь станция — единственная организация региона, которая занимается аграрной наукой более 60 лет, с 1957 года. С 2011 года на общем счету ее ученых-селекционеров порядка 30 патентов: 7 по коневодству, 2 – по овцеводству, 1 – по сафлору, 1 – по картофелю, остальные по зерновым (яровая пшеница, ячмень, просо).

Не до жиру, быть бы живу

— Наши ученые создают новые сорта сельскохозяйственных культур и выводят породы животных, разрабатывают технологии их выращивания. У отделов земледелия, кормовых культур и подсолнечника имеются собственные научные делянки и испытательные участки, — подчеркивает в разговоре с собкором ИА «КазахЗерно.kz» исполняющий с 1 апреля 2016 года обязанности директора АСХОС Ермек Жумагазин. — С развитием же производства вопросов очень много.

Он напомнил, что станция призвана обеспечивать возможность размножения высококачественных семян зерновых, масличных и кормовых культур для последующей ее реализации семеноводческим хозяйствам и рядовым производителям области и республики.

— Наша станция должна служить источником пополнения бюджета хозяйства за счет своей производственной деятельности, реализации собственной продукции и оказания иных услуг, связанных с сельхозтоваропроизводством. Но все упирается в ряд проблем, — с сожалением констатирует и.о. директора. – Основная связана с отсутствием подготовленных земель, пригодных для массового выращивания и размножения высококачественных семян, которые могли бы быть реализованы на рынке и принести прибыль станции.

Работа по подготовке земель на основе научно обоснованного подхода при прежнем руководстве практически не велась. Посевные кампании проводились по принципу: закопать семена и как можно быстрее. Это привело к тому, что во время затяжного периода засухи максимальная урожайность составляла всего 3-5 центнеров с гектара, а иногда вообще поля полностью списывались. Вследствие этого из года в год происходило уменьшение семенного фонда. Не было и тесного взаимодействия между научной и производственной частями при массовом производстве.

Отсутствие необходимой современной техники тоже тормозит развитие. На балансе хозяйства ее как бы много, фактически же это откровенный металлолом.

По его данным, на ходу лишь 5 колесных тракторов МТЗ-83 1991 года выпуска, собранных из различных списанных тракторов, 7 сеялок СЗС, которые тоже самостоятельно собрали механизаторы, 2 гусеничных трактора, 3 маленьких плуга (1 — четырехкорпусный и 2 — трехкорпусных), 2 БИГ-3, 2 КПШ и 4 бороны «Зигзаг».

— И вот на такой технике мы смогли засеять в этом году 530 гектаров земли с соблюдением всех требований по подготовке земли (закрытие влаги, обработка гербицидами и другое). Также планируем до конца года подготовить не менее 500 га чистых паров для увеличения на следующий год посевов до 1 000 га. У нас есть возможность увеличить посевы до 5 000 га с обработкой земли под пары до 2 500 га, – акцентирует Ермек Жумагазин.

У отделов коневодства и овцеводства нет научно-производственных баз для полноценного развития и размножения собственных пород овец и лошадей. Поэтому сегодня специалисты вынуждены проводить свои работы в хозяйствах области, которые предоставляют им такую возможность.

Кстати, в 2008 году на балансе АСХОС было 31 007 га сельскохозяйственных угодий (в том числе пашни, пастбища, сенокосы, сады, виноградники, коллективные огороды, залежи, прочие земли).

В 2017 году, через 11 лет, осталось всего 8 200 га. Уменьшение на целых 20 090 га проведено на основании постановлений горакимата (госакт).

Для решения хотя бы этих вопросов руководитель станции предлагает следующее. Приобрести качественную современную тяжелую технику: три мощных трактора «Кировец» либо МТЗ-4520, три посевных комплекса Agrator-comb, два восьмикорпусных оборотных плуга ПЛН 8-35, две очесывающие жатки «Славянка», опрыскиватель ОП-400 «Барс» и два протравителя семян ПНШ-3 «Фермер».

— Тогда мы сможем выйти на те показатели, о которых я говорил выше (5 000 га посевов и 2 500 га паров) уже до 2021 года. При этом будет соблюдена вся технология предпосевной подготовки земель с использованием чистых паров и применением при уборке очесывающих жаток. Это поможет увеличить запасы осенней и зимней влаги и даже в неблагоприятные засушливые годы получать урожай от 10 до 13 центнеров с гектара, а в благоприятные довести до 16-18, – убежден он. – В дальнейшем на хорошо подготовленных почвах можно провести диверсификацию засеваемых культур, а именно постепенно уменьшать площадь зерновых в пользу масличных.

Необходимо, по его мнению, вернуть часть пастбищ, изъятых у хозяйства, для дальнейшей закладки табуна породистых лошадей мугалжарской и кушумской пород. Но вначале приобрести 42 головы высокоценного племенного молодняка – по 21 на каждую породу.

Нужно также заложить продуктивное племенное стадо овец казахской курдючной грубошерстной породы (актюбинский тип). Потребуется приобрести 610 баранов-производителей и овцематок, а также построить кошары площадью примерно 1 000 квадратных метров.

Закладка собственного табуна и отары позволит нам стать реализаторами племенного поголовья рядовым производителям для увеличения породистого скота в регионе. К тому же мы сможем реализовать мясо, полученное из выбракованного скота, реализовать семенной материал для искусственного осеменения, проводить на базе хозяйства семинары и тренинги, в ходе которых будем обучать как производить бонитировку, искусственное осеменение и многое другое.

Инновационный продукт

Новость на Казах-зерно:Станция действительно переживает не самые лучшие времена.

— Наука отошла на второй план, – разводит руками менеджер по научно-технической информации АСХОС Марина Осокина. — Моральная и материальная изношенность технической базы – еще полбеды, наши кадры устарели, вот в чем суть проблемы. Их средний возраст — 58 лет.

Одной из сильных сторон нашей станции является преемственность поколений. Четыре отдела функционируют благодаря тому, что в них на голом энтузиазме работают целые династии влюбленных в свою профессию людей. Кстати, все они кандидаты сельскохозяйственных наук.

Селекцией зерновых занимается уже третье поколение Цыганковых — внук основателя Игоря Георгиевича (ныне покойного), Артем под руководством Владимира Игоревича и Марины Юрьевны; сафлора — Айбатша Жубанышева с англоязычным сыном Ануаром; коневодства — Толыбек и Калыбек Рзабаевы, сыновья знаменитого автора мугалжарской и кушумской пород лошадей Серикбая Рзабаева; технологией выращивания КРС, откормом и селекцией овцеводства полугрубошерстного — Куаныш Есенгалиев с сыном Данияром.

Время играет против нас, потому нужно уже сегодня готовить тех, кто продолжит их дело и исследования. Нужно сохранить преемственность поколений. К сожалению, критическая ситуация станции и мизерная оплата не вдохновляют заниматься наукой на региональном уровне. Сегодня у нас лишь один молодой специалист Дарын Джанаев.

Стажеры после полевой практики — изнурительного рутинного труда под солнцем — не выдерживают. Оттого необходим не просто стимул, а мощная мотивация для привлечения молодых в сферу. Необходимо срочно принимать ряд мер, чтобы мои коллеги могли не беспокоиться о хлебе насущном, а всецело заниматься наукой.

Парадоксально, но факт, несмотря ни на что, в своих кабинетах (не инновационных лабораториях) эти, не побоюсь громкого слова, патриоты своего дела, ищут (и находят!) ответы на многие жизненно важные для людей и государства вопросы, связанные с продовольственной безопасностью. Их исследования имеют весьма прикладное значение.

Например, стоимость конины сегодня неоправданно высока. И рекомендации ученых по внедрению и развитию тебеневочного животноводства могут сделать мясо более доступным. Доказательством тому результаты, полученные Рзабаевыми на базовых хозяйствах — ТОО «Муғалжар жылқысы» и конезаводе «TS Agro».

Актюбинский тип полугрубошерстных овец, которые проходят испытания на базе ТОО «Алтын Асель» Иргизского района, как заверяют Есенгалиевы, найдут корм даже на малопродуктивных пастбищах.

Мировые эксперты утверждают, сафлор со временем заменит традиционные зерновые. В числе его преимуществ — ряд ценных полезных медицинских и косметологических свойств. О сортах «Ахрам» и «Акбаян» Айбатши Жубанышевой уже наслышаны не только на постсоветском пространстве, но и в США. Причем не только знают, но и предлагают автору культуры, набирающей тренд в условиях тотального дефицита влаги, сотрудничество на весьма выгодных условиях.

За обладающим сильными стрессо- и засухоустойчивыми качествами зерновых культур высшей репродукции разных сортов, а также проса «Яркое-5», «Яркое-6» и «Яркое-7», «Памяти Берсиева» от Цыганковых приезжают представители семеноводческих хозяйств разных регионов ближнего и дальнего зарубежья.

Кстати, с 2018 года госзаказа по земледелию нет вообще. Ранее проекты по земледелию финансировались хорошо. К примеру, с 2008 по 2014 годы государство выделяло на развитие науки до 60 миллионов тенге.

Кадры просто Super Star

Заведующий отделом селекции и первичного семеноводства Владимир Цыганков работает на станции с 1982 года, после окончания Тимирязевской академии. Возглавляет поисковые и селекционно-семеноводческие исследования в Западном Казахстане в области генетических ресурсов, генетики, семеноводства, адаптивных технологий по зерновым, зернофуражным и крупяным культурам.

Он автор и соавтор более 40 сортов яровой мягкой и твердой пшеницы, ячменя, проса, картофеля, 10 из которых входят в Госреестр РК. На его счету около 350 научных публикаций по актуальным вопросам АПК, в том числе 10 авторских свидетельств, монография, более 20 рекомендаций, 25 заявок на выдачу патентов РК. Был ответственным и главным редактором 6 изданных книг и сборников научных работ.

Такие же достижения, если не больше, и у его коллег. Согласитесь, наши ученые уже сами по себе являются инновационным продуктом региона и его гордостью. Так почему они должны работать в неподобающих их статусу условиях и получать минимальную зарплату?

Как известно, интеллектуальный труд – самый высокооплачиваемый в мире. Тем более, когда наши ученые создают качественную и экологически чистую продукцию, которую можно будет продвигать под брендом «Made in Kazakhstan», вопросов не должно возникать вообще.

Натуральные продукты питания – это конек нашего Отечества, его фишка, который позволит нам стать узнаваемыми в мире. Но при таком отношении к науке, сможем ли мы когда-либо это сделать, вот в чем вопрос.

Государства надежное плечо

Новость на Казах-зерно:Нам просто необходимо. Недостаток финансирования из госбюджета – одна из главных проблем отечественной науки. Селекция требует большого ручного труда и высокой квалификации. Потому селекционный процесс однозначно должен финансироваться в рамках бюджетных программ, — убежден заведующий отделом селекции и первичного семеноводства станции Владимир Цыганков. — Так как он требует больших затрат на приобретение приборной базы, лабораторного оборудования, малогабаритной спецтехники (посевной, уборочной, молотильной и семяочистительной).

Согласитесь, это же не массовое производство, а штучное, то, что производится в инновационных лабораториях России, Германии, Австрии, Канады, Америки. К слову, там государство целенаправленно поддерживает такие изыскания, потому как ясно осознает: исследования ученых могут «выстрелить» в любой момент и принести огромную пользу отрасли, прибыль, а главное укрепить их продовольственную безопасность.

Отсутствие господдержки и недостаточное финансирование отечественной науки Казахстана не придают привлекательности нашей сфере. Отсюда целый комплекс таких проблем, как нехватка кадров и нежелание молодежи заниматься наукой.

У нас три аграрных вуза, но ни в одном нет отдельной кафедры селекции и генетики. Специалисты знают, что даже с выпускником вуза надо заниматься, вести, прежде чем он станет настоящим селекционером.

Наша работа не видна широкому кругу людей, но, поверьте мне, она очень важна и нужна. Мы не стоим на месте: в сфере растениеводства нами подготовлено более 60 новых сортов, получено 32 авторских патента.

В настоящее время работаем над тем, чтобы повысить качество актюбинского зерна. Если наши сельхозтоваропроизводители будут применять семена зерновых второго, первого и высшего класса, они смогут выходить на внешние рынки. Это как раз те широкие экспортные возможности, о которых мы мечтаем и на которые нацеливает правительство.

Потому надо заниматься семеноводством, соблюдать и улучшать сортовые технологии, проводить селекционную работу совместно с производителями. Все это делается для того, чтобы созданные нами сорта пошли в массовое производство и на полях проявили лучшие свойства, свой потенциал.

Кстати, образец сорта твердой пшеницы «Каргала-34» пришелся по вкусу итальянцам. Он получил у независимых экспертов Палермо самый высший балл — 5,5.

Для производства итальян­ского спагетти этот сорт оказался идеальным. Помимо него, на экспертизу было представлено около 30 образцов, которые даже не набрали 4 баллов. Таким образом, актюбинская элита превзошла своих сородичей из многих стран мира и еще раз подтвердила, что сорта «made in Aktobe» авторов АСХОС являются золотом зернового генофонда страны.

НАНОЦ нам поможет?

С февраля этого наша и еще 6 опытных станций входят в состав НАНОЦ.

По данным и.о. директора АСХОС, сегодня головная компания работает над реализацией семи инвестпроектов опытных станций по проекту «Развитие семеноводства. Сортосмена и сортообновление оригинальных и элитных семян». Проекты реализуются в рамках бюджетной программы 269 – «Увеличение уставного капитала НАО НАНОЦ для модернизации научных организаций». Программа предусматривает приобретение 170 единиц сельскохозяйственной техники и оборудования на общую сумму 6 900 миллионов тенге.

— Если эта программа будет реализована, то она позволит нам сделать качественный рывок в развитии станции и улучшить ее финансовое состояние. За счет средств, которые мы сможем получить от производства и сбыта высококачественных семян, будут реализованы планы по закладке и развитию собственных отар и табунчиков, – не теряет надежды и.о. директора АСХОС.


Ляззат Егибаева

с автором можно связаться по адресу:
[email protected]


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля