Почва — это банковский счет, если ничего не вкладывать, на счете не останется ничего

Почва - это банковский счет, если ничего не вкладывать, на счете не останется ничего

По Северному Казахстану прокатилась волна семинаров, посвященная цифровизации сельского хозяйства. Не обошли они стороной и Костанайскую область, где на  базе Цифрового хаба «Парасат» специалисты из Канады продемонстрировали, насколько современные технологии могут послужить повышению урожайности сельскохозяйственных культур.

Семинар изобиловал не только полезной информацией, но и показал, что с помощью современной техники можно получать и приятные бонусы, и сюрпризы, отмечает собкор ИА «Казах-Зерно».

Алмабек Нугманов, руководитель Цифрового хаба говорит: «На семинар были приглашены сельхозпроизводители со всей области. Им были предложены канадские технологии, которые могут реально работать в условиях Казахстана. Причем они могли в этом и убедиться, и усомниться. Не только выслушать предложенную информацию, но и задать вопросы, «пощупать» предложенный материал».

Джон Батюк (John Batuk), директор по экспорту компании BOURGAULT рассказал следующее: «КомпанияBOURGAULT зашла на рынок Казахстана в 2014 году.  Мы уже сбились со счета, сколько за это время посещали Казахстан. Цель  нынешнего визита — поддержка продаж и поддержка сервисного обслуживания.  Но конкретно этот наш визит немножко отличается. Потому что сейчас я приехал с главным агроном компании. Который  в данном случае приехал, чтобы провести семинары и обменяться опытом, донести сельхозпроизводителям опыт канадских фермеров. Причина в том, что условия в Канаде и Казахстане очень схожи. Очень много общего в земледелии, климате, типе почвы и основных выращиваемых культур тоже. Поэтому мы уверены, что большинство казахстанских фермеров найдут предоставленную нами информацию очень полезной».

— Вы приехали предлагать технику или технологии?

— У нас производство техники тесно связано с производством и технологическими процессами. Одно без другого не существует. Таким образом, мы подстраиваем первое под второе. Мы адаптируем технику под требования конкретного фермера. Под ситуацию. А так как условия Канады и Казахстана очень схожи, вы можете использовать наработанный многими годами опыт и в то же время использовать ту же технику. К тому же, как мне известно, и у казахстанских  фермеров есть схожие с канадскими проблемы и сложность получения субсидий. Поэтому техника и все агрономические процессы должны быть максимально эффективны. Чтобы сделать те же агрооперации за один проход, а не за два-три, затрачивая время и деньги. И в этом основное предназначение нашей техники. Чтобы получить максимальный эффект при минимуме затрат.

Надо отметить, что полноценного производства у компании BOURGAULT в Казахстане нет, есть сборка в Кокчетаве.

 Чему учили канадские специалисты казахстанских аграриев? Прежде всего, примерам выращивания культур. При этом они говорили, что это «не попытка указывать вам, что делать на собственных полях». Это пути, которым следуют канадские агрономы и фермеры для получения желаемых урожаев. Различные условия и показатели плодородности будут влиять на объем получаемого урожая, ровно как количество влаги и толщина плодородного слоя почвы. Различные условия и показатели плодородности будут влиять на объем получаемого урожая, ровно как количество влаги и толщина плодородного слоя почвы. И как постулат: «Почва — это банковский счет, если продолжать только изымать средства и ничего не вкладывать, в конечном итоге на счете не останется ничего».

На что же сама сегодня в первую очередь обращает внимание Канада? Прежде всего, на разработку и выведение сортов семян. Поэтому, по словам тамошних агрономов, сейчас идет поиск способов для инвестирования в разработку и выведение новых сортов пшеницы, ячменя и овса.  Один из рассматриваемых способов – это взимать плату с фермеров за сохраненные ими семена, что будут использоваться для повторного посева. Эти деньги отправляются производителю сортов для разработок и выведения новых сортов. Это будет стимулировать частное производство и выведение новых сортов. Несколько отличается от казахстанского стимулирования семеноводства. Не правда ли? Но, по словам канадцев, хорошая генетика высеваемых культур позволяет североамериканским сельхозпроизводителям повысить урожайность.

Канадцы приехали не только делиться опытом, но и вручить подарок. Туремурат Утепов, чье хозяйство находится в Камыстинском районе в зоне рискованного земледелия, получил от компании BOURGAULT в подарок за многолетнее сотрудничество автомобиль «Тойота Лэнд Крузер 200».

— История моего сотрудничества с компанией BOURGAULT уходит в далекий 2001 год, — рассказывает глава ТОО «ПКФ «Кайрат» Туремурат Утепов. — Я и наше производство является первым клиентом этой компании в Казахстане. Но, наверное, не от того, что мы самые умные или самые продвинутые. Просто так получилось. Ко мне обратились дилеры этой компании и попросили опробовать канадскую технику. Я говорю: а как с финансированием быть? Потому что техника заграничная дорогая. На что мне ответили: мы вам поможем с решением банковского вопроса. И они сами меня за руку притащили в банк, к директору. После чего мне выдали беззалоговый кредит. Была такая программа. И в 2005 году я взял первый посевной комплекс и стал первым клиентом этой компании в Казахстане. Понравилось. Потом была еще одна покупка. И еще… И так мы работаем по сей день. Даже на заводе компании красуется моя фотография как корпоративного клиента. Приятно. Я очень хорошо лично знаком с хозяином и генеральным директором завода.  В штате Саскачеван ежегодно проходит крупная североамериканская выставка сельхозтехники, и я в течение десяти лет еще ни одной не пропустил.   А тут еще для нас провели обучающий семинар по технологии возделывания зерновых и масленичных, и в то же время по технике…

— А как стать корпоративным клиентом, как вы?

— За все время сотрудничества, я у компании BOURGAULT приобрел порядка сорока единиц техники и оборудования. Жизнь ведь не стоит на месте. Компания производит только прицепное оборудование. Поэтому что-то пришлось за это время обновить, что-то поменять… Учились на своих ошибках, отдавали испытанную в наших условиях технику в те регионы, где она действительно повышает урожайность. И так получилось, что каждые три-четыре года был цикл, было обновление техники. И сейчас нас все устраивает. Подобрали то, что нужно.

— Можно эту технику сравнить с отечественными образцами?

— Техника, конечно, дорогая в сравнении с российскими и белорусскими аналогами. Хотя и они тоже в последнее время «подтянулись». Но есть еще такое понятие как бренд, премиум-класс. И сравнивать их будет неэтично — как мерседес с уазиком. Качество металла, сборки — оборудование пять лет работает, и мы вообще ничего с ней не делаем, даже не подходим, чтобы какую-то гайку подтянуть. Я был на заводе и видел, что эту технику собирают сами фермеры. Канадские фермеры зимой «отдыхают» таким образом от полевых работ и идут работать на завод. А для себя же плохого не сделаешь.

— Можно было бы без канадской техники обойтись отечественными аналогами?

Новость на Казах-зерно:— BOURGAULT производит бороны, почвообрабатывающую технику, посевные комплексы. Если вы знаете рынок – судите сами. Хорошая поддержка на приобретение их оборудования присутствует со стороны государства в виде субсидии в 25%. И если бы не эта поддержка, вряд ли бы мы смогли себе позволить таких темпов обновления. В прошлом году даже на некоторые позиции поддержка была в размере 50%. И в этом году мы обязательно что-нибудь у себя обновим. К тому же каждый год мы расширяемся,  мы же начинали всего с 200 га в 2001 году…

Думаю, отечественным компаниям техники тоже надо обратить внимание на сельхозпроизводителя не только со стороны маркетинга, но и учета их потребностей. У западных коллег есть чему поучиться. 

В этом ключе недавно заместитель Премьер-министра — министр сельского хозяйства РК Умирзак Шукеев на расширенном заседании Правительства отчитался перед президентов и собравшимися и заявил, за  счет чего Минсельхоз собирается повышать производительность труда в сельском хозяйстве:  диверсификация основных культур; внедрение новой системы семеноводства; радикальное обновление сельхозтехники; точное земледелие; применение удобрений; ввод орошаемых земель.

— По итогам прошлого года с гектара пшеницы получена прибыль -12,5 тыс. тенге, а рапса – 57 тыс. тенге, — отметил Умирзак Шукеев. — Точно также на орошаемых землях с гектара хлопка получен доход – 300 тыс. тенге, а картофеля и овощей – 1 млн. тенге. тенге. Конечно, переход на другие культуры нелегкий вопрос – требуется новый шлейф техники, новые навыки и технологии, но выгоды очевидны. Изменения в структуре посевных уже происходят. К примеру, в 2018 году валовой сбор маслосемян составил 2,7 млн. тонн. При этом по производству льна Казахстан впервые занял 1 место в мире, доведя его объем до 930 тыс. тонн.

Лидером диверсификации является Северо-Казахстанская область, посевные площади масличных культур в 2018 году достигли почти 1 млн. га, что на 37% больше, чем в Костанайской (429,8 тыс.га) и Акмолинской областях (279,3 тыс.га) вместе взятых.

— Второе и третье направления — это качественные семена и удобрения. В принципе это очевидно, что без хороших семян, все дальнейшие манипуляции с посевами тщетны. Анализ показал, что до 50% наших хозяйств сеются семенами ниже третьей репродукции. Поэтому нужно кардинально менять систему господдержки в семеноводстве. Раньше субсидии распределялись между существующими семхозами, их около 300 в стране. Теперь мы, те же деньги будем использовать по следующей схеме: каждому фермеру даем в кредит элитные семена на 4% его площади с условием, что он вернет с урожая 30% этих средств деньгами и подготовит себе из этой элиты семена первой репродукции на 25% своей площади, а на третий год это хозяйство должно полностью обеспечить себя семенами не хуже третьей репродукции. Эта схема начнет работать уже с этой посевной. Также очень перспективным видится создание совместных семеноводческих хозяйств с ведущими фирмами в мире.

 В прошлом году впервые процесс выдачи субсидий на минеральные удобрения полностью автоматизирован, а объемы выделяемых средств на это направление увеличены на 24% (с 17,5 млрд. тенге до 21,7 млрд.). Следующий фактор повышения производительности — это сельхозтехника. Фактически износ техники в отрасли составляет 80 %, а срок службы большинства из них больше 15 лет. До 2018 года в стране обновлялось в среднем в год 2% техники.

— Этого крайне недостаточно, — говорит Умирзак Шукеев, — поэтому мы ввели субсидирование ставок по лизингу сельхозтехники. Это позволило в прошлом году предоставить в лизинг 3426 единицы техники на 63 млрд. тенге. То есть мы достигли уровня обновления парка сельхозтехники 3,5%. Наша цель поднять процент обновления до 6-7%, тогда за 10 лет мы сможем полностью обновить основную массу техники. Следующим перспективным направлением повышения производительности является цифровизация и точные технологии. Чтобы перейти от общих рассуждений к делу, мы в 2018 году провели эксперимент на 3 полигонах: на полях института Бараева, опытного хозяйства «Заречное» и Каскеленского опытного хозяйства. Урожаи сельхозкультур на данных полигонах превысили региональные значения в 2,5 раза. На полигонах прошли обучение более полторы тысячи специалистов сельского хозяйства.

Хотя порой кажется, что Запад давно, и заранее знает, что нам нужно, и предлагает нам  то —  что им нужно…


Тимур Туркестанов


с автором можно связаться по адресу:
[email protected]


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. аблай

    Все это конечно здорово, на могли бы и свое производство поставить за 28 лет независимости то.

    Ответить
  2. Габит

    Нашей почве угрожает опасность.
    Каждый год мы теряем 24 млрд тонн плодородной почвы
    Подсчитано, что верхнего слоя почвы человечеству хватит всего на 60 лет. Почва — невозобновляемый ресурс. На образование 1 см почвы уходит более 1000 лет.
    Via @FAO

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля