Пора двигаться дальше

Пора двигаться дальше

Минсельхоз Казахстана приступает к реализации фундаментальной госпрограммы по орошению земель сельхозназначения.

Итак, пора прилагать усилия к той точке опоры, которая напрямую связана с увеличением производительности труда в сельском хозяйстве, росту прибыльности занятия фермерским бизнесом и доходов государства.

Status quo

На сегодняшний день в Казахстане 1,4 миллиона га земель находятся под орошением. И понятно, что они дают многократно большую урожайность, чем основная часть фермерских хозяйств, орудующих на богаре (без полива), пишет ИА «Казах-Зерно».

Да, на богаре могут прекрасно произрастать пшеница и ячмень, да, именно на ней используются эксклюзивные технологии, такие как «Notill» или система нулевой обработки почвы (применяются остатки от сбора предыдущего урожая и дождевая вода в качестве увлажнителей почвы), но пора двигаться дальше… Вслед за передовым опытом ведущих стран мира, опирающихся прежде всего на орошаемое земледелие, с постоянным использование воды.

Цель программы — до 2028 года довести количество орошаемых земель в Казахстане до уровня в 3,5 миллиона гектар. Другими словами, пошагово претворяя в жизнь ее задачи, на выходе казахстанские фермеры должны получить в свое распоряжение еще 2,1 млн. га поливной земли. Причем, новые земли составят в структуре орошаемого земледелия большую часть — 1,5 млн. га. Тогда как 600 тысяч гектар придется на восстановленные угодья.

Для примера: сейчас валовой выпуск сельскохозяйственной продукции с имеющихся в нашем распоряжении 1,4 млн. га поливных земель ежегодно приносит казахстанским фермерам 800 млрд. тенге. Но как только в республике «заработают» дополнительные поливные мощности в виде вновь введенных 2,1 млн. га, выручка казахстанских фермерских хозяйств подскочит в разы — до 3 триллионов 727 миллиардов тенге.

Опять же для сравнения: если взять более или менее подходящую для нас зону выращивания картофеля в резко-континентальном климате Канады в провинции Манитоба, то при орошении и при осадках в 500 миллиметров, урожайность этой культуры достигает 308 центнеров с одного гектара. Тогда как у нас при самых максимальных осадках в 300-400 мм, например, в Жамбылской или Карагандинской областях, урожайность не превышает 212 центнеров на гектар.

В случае же с другими местностями, где только количество воды, выпадающей с осадками, увеличивается до 600 мм, как в канадской провинции Альберта или до 700 мм как в самом северном штате на материковой части США — Миннесоте, урожайность уже возрастает до 385 центнеров и 445 центнеров с гектара, соответственно.

При этом само орошение в Канаде и США позволяет достигать куда больших результатов — до 500 центнеров картофеля на один гектар. Что говорит о том, что в наших условиях резко-континентального засушливого климата гарантированные высокие урожаи картофеля, плодоовощных культур и кормов можно получить только на орошаемых землях, с урожайностью в 4-5 раз выше, чем на богаре, так как в сухой степи уровень осадков крайне нестабилен.

Также нужно учитывать и тот факт, что у нас сейчас до 78% каналов не облицованы, то есть находятся в земляном русле — как были прорыты, так и остались. А это 16 тыс. 511 километров. Что, разумеется, приводит к большим потерям воды, которая по ним проходит и доставляется: до 35-40 % потерь воды каждый год.

Бизнес поможет избежать волокиты на 100 лет

Как же нужно решать давно укоренившуюся проблему, не позволяющую нам добиваться максимальных показателей урожайности, в том числе по плодоовощным и кормовым культурам.

Ведь, с одной стороны, в стране существует дефицит бюджетных средств, который не позволяет восстановить действующие и ввести новые мощности. С другой, он, в частности, проистекает от ситуации, когда тарифы на воду в Казахстане одни из самых низких в мире. К примеру, средняя стоимость одного кубометра поливной воды составляет у нас $ 0,002. Это, конечно, не сравнимо с положением дел в ведущих странах мира, добившихся ощутимых результатов как в поливном земледелии, так и аккумулировании серьезной валютной выручки от урожая за счет орошаемых земель. Успешные в развитии своего агропромышленного комплекса державы, такие как США, Израиль, Франция и Австралия обладают тарифом от $ 0,12 до $ 0,62 за куб поливной воды.

В целом, недофинансирование водной инфраструктуры на текущий момент в Казахстане равно 925 млрд. тенге. И по расчетам экспертов Всемирного банка, ирригационная система нашей республики при существующих темпах обновления полностью выйдет из строя в течение 44 лет.

Поэтому Минсельхоз Казахстана намерен искать решение этой задачи в многоуровневом подходе. А именно, в привлечении в отрасль частных инвестиций и средств международных финансовых организаций, что должно снизить нагрузку на республиканский бюджет.

Новость на Казах-зерно:Как заявил на заседании правительства в конце 2018 года заместитель премьер-министра — министр сельского хозяйства РК Умирзак Шукеев: «В вопросах восстановления водохозяйственной инфраструктуры до сегодняшнего дня мы надеялись на бюджетные инвестиции. С таким подходом нам понадобилось бы около 100 лет. Сейчас предлагается запустить перезагрузку отношений по восстановлению и вводу новых орошаемых земель. Отойти от бюджетных инвестиций и привлечь крупные частные инвестиции», — сказал вице-премьер.

«Подпроектные площади будут определяться в первую очередь бизнесом, а не только государственными органами, как сейчас, что увеличивает ответственность подбора вводимых площадей. Частный инвестор будет прорабатывать все вопросы: кто будет заниматься выращиванием сельскохозяйственных культур, что будет выращиваться и как будет организован сбыт. В отрасль в ближайшие 9-10 лет будут привлечены 1,23 трлн. тенге инвестиций и площадь орошаемых земель будет доведена до 3,5 млн. га, объем валовой продукции составит 3,7 трлн. тенге», — заверил Умирзак Шукеев.

Между прочим, прежде чем вынести проект госпрограммы на заседание правительства, план мероприятий обсуждался на различных площадках: в первую очередь, с фермерами во всех регионах, с крупными бизнес-структурами, международными финансовыми организациями, на Центрально-Азиатском агротехнологическом саммите 6 декабря прошлого года в Алматы. На всех площадках новый подход нашел полную поддержку, а, как выразился постоянный представитель Всемирного банка в Казахстане Ато Браун, «это музыка для моих ушей».

ГЧП, якорные фермы и экспорт

Предлагается переход на модель финансирования с привлечением частных инвестиций по схемам государственно-частного партнерства, как происходит во всем мире.

Во-первых, на вызовы, стоящие перед землепользованием и оборотом сельхозземель, предстоит ответить повышением земельного налога и изъятием неэффективно используемых земель.

Во-вторых, за счет республиканского бюджета планируется увеличить аккумулируемые поверхностные воды благодаря строительству водохранилищ и сбору паводковых вод.

В-третьих, Минсельхоз продолжит ориентацию на создание якорных предприятий и укрупнение мелких с полным циклом: «производство-переработка-хранение-реализация».

В-четвертых, МСХ продолжит держать фокус на государственной поддержке экспорта сельхозпродукции.

Что касается структуры восстанавливаемых земель в 600 тысяч га под орошение, то 126 тыс. гектар уже реанимируются за счет займов Исламского банка развития (ИБР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на общую сумму $ 316 миллионов. 

Еще 256 тыс. га предлагается рекультивировать за счет длинных денег международных финансовых организаций: Азиатский банк развития (АБР) готов взять на себя 174 тыс. гектар, а ЕБРР — 82 тысячи га.

Акиматы должны заняться восстановлением 51 тысячи га. А еще 167 тыс. гектар больших свободных от землепользователей и собственников массивов предполагается реанимировать за счет привлечения крупного частного капитала в рамках государственно-частного партнерства.

Справка: 1 доллар = 378 тг.


Валерий Сурганов


с автором можно связаться по адресу:
[email protected]


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля