В Костанае прошел семинар, посвященный органическому земледелию. Его участники обсуждали производство и сертификацию органической продукции, практическое использование отечественных и международных стандартов в этом направлении. Подобные семинары пройдут по всему Казахстану. Проходят они при поддержке таких солидных организаций как ОБСЕ, Германо-Казахстанский аграрно-политический диалог и Коалиция за «зеленую» экономику и развитие G-Global.
По закону
Закон «О производстве органической продукции» в Казахстане был принят еще в 2016 году. Как говорилось тогда, документ направлен на реализацию Плана нации – «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» и установление правовых основ производства органической продукции.
Принятие этого документа должно было обеспечить охрану здоровья населения и защиту потребителей, окружающей среды, развитие конкурентоспособной предпринимательской деятельности в сфере производства органической продукции, увеличение экспорта, предоставление мер государственной поддержки, а также других мероприятий. Законом предполагается создание благоприятных условий для развития производства органической продукции, сохранение природных ресурсов, использование устойчивых систем управления природными ресурсами, включая почву, воду, воздух: поддержание биоразнообразия; повышение качества продуктов питания, создание национального конкурентоспособного бренда с акцентом на экологичность с учетом наращивание экспорта казахстанских продовольственных продуктов в другие страны.
О возможностях Казахстана поставлять органическую сельскохозяйственную продукцию на мировые рынки говорилось давно – и до 2016 года, и сейчас. Однако, судя по количеству участников семинара в Костанае, производителей органической продукции с момента принятия Закона у нас существенно не выросло. Пересчитать их можно на пальцах одной руки, отмечает собкор издания «КазахЗерно.kz».
А ведь в нашей стране созданы основные политические предпосылки и формальные институты для органического производства: принята «Стратегия «Казахстан-2050», согласно которой Казахстан должен стать глобальным игроком на рынке экологически чистых продуктов; разработана Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике; утверждена программа «Агробизнес-2020», где предусмотрено создание условий для развития производства и оборота органической сельскохозяйственной продукции. И, наконец, в 2015 г. в Республике Казахстан был издан Закон «Об органическом производстве», который определяет: правила ведения реестра производителей органической продукции; правила производства и оборота органической продукции; список разрешенных средств, применяемых при производстве органической продукции.
Руководитель проекта ОЮЛ «Коалиция за «зеленую экономику и развитие G-Global» Илья Сухоносенко говорит:
– Мы органическим производством занимаемся довольно давно. Начинали еще с биогумуса, завозили в нашу страну калифорнийских червей. И уже тогда поняли, что главное – это законодательная база. И тут надо отметить, что в Казахстане в этом плане все обстоит хорошо: если у других стран на органическое законодательство уходят годы, то у нас – месяцы.
Тем не менее, слова «органик», «био», «эко» в Казахстане продолжают оставаться не более чем модными словами. Благодаря им многие товаропроизводители и маркетологи просто увеличивают цены на свою продукцию. Хотя маркировка «органик» предполагает целую систему сертификации и стандартизации.
По органическим понятиям
На международном уровне термины «биологический» и «экологический» используются для описания системы органического производства. Соответственно, такие понятия, как «экологический продукт», «органический продукт», «биологический продукт» и их различные варианты сокращения и сочетания используются как синонимы, означающие сертифицированный органический продукт. Уверенный в экологичности своей продукции казахстанский фермер, не применяющий химикаты, как правило, не использует и органические удобрения, не имеет грамотного севооборота и в результате способствует деградации почвы. По международным меркам такое сельское хозяйство к органическому не относится. А не применяет он их как правило ввиду своей бедности или экономии.
Органическое хозяйство – это агроэкосистема, построенная на знаниях экологических и биологических циклов. С сорняками здесь борются правильным подбором культур, с насекомыми-вредителями – насекомыми-энтомофагами. При таком производстве применяются технологии, ориентированные на сохранение окружающей среды, практикуется ответственное отношение к содержанию сельскохозяйственных животных. Например, по органическим стандартам запрещено клеточное содержание кур, а любая органическая корова должна иметь возможность пастись на лугу, а также иметь стойло определенного метража с мягкой подстилкой. Казахстанские овцы в летнем варианте содержания вполне подходят под стандарты органического хозяйства, правда, чтобы соответствовать им полностью, зимой все составляющие кормов тоже должны быть сертифицированы как органические.
Органическое сельское хозяйство включает в себя весь цикл производства – от почвы до прилавка, и такого сельскохозяйственного производства для внутреннего рынка в РК практически нет.
Производители
В начале августа Закон «Об органической продукции», определяющий требования к экологически чистым продуктам питания, был наконец подписан и нашим соседом по ЕАЭС – Россией. До этого в Евразийском союзе вопросы органического сельского хозяйства законодательно регулировались только в Армении и у нас, тогда как всего таких стран в мире более 80. Теперь несертифицированная приставка «био» в России будет облагаться штрафом от 10 до 100 тысяч рублей. Иностранные сертификаты российский закон не признает. С другой стороны, за границей он тоже не будет иметь никакой юридической силы. Но если РФ действительно стремится занять свое место на рынке «чистой» пищи, нужно двигаться в сторону взаимного признания стандартов сертификации с другими странами. Для начала – хотя бы в рамках ЕАЭС. «По оценкам экспертов, Россия может занять на этом рынке от 10% до 25% просто потому, что у нас много земли», – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Впрочем, для того, чтобы поучаствовать в дележе быстрорастущего $100-миллиардного мирового рынка «чистой» пищи, одной земли мало, говорят эксперты.
Руководитель проекта «Казахстанско-Германский аграрно-политический диалог» Йорг Динкелакер говорит:
– Сегодня в Европе, в той же Германии тонна органической пшеницы стоит 350-400 евро. И хотя рынок органической продукции ежегодно растет в среднем на 10%, спрос намного опережает предложение. К тому же европейские страны ограничены в площадях. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы развивать органическое земледелие в Казахстане, который имеет огромные сельскохозяйственные площади. Казахстан имеет большой потенциал развития органического производства. Учитывая низкий уровень использования минеральных удобрений и пестицидов, переход на производство сертифицированной органической продукции на многих предприятиях не приведет к значительному снижению урожайности. С другой стороны, компании могут извлечь выгоду от высоких цен органических продуктов по сравнению с традиционной продукцией. Тем не менее, необходим анализ рынка органических продуктов Казахстана. Таким образом, весьма вероятно, что экспорт органического зерна и органических семян из Казахстан в ЕС будет возможен еще в больших объемах. Однако, Казахстан нацелен на расширение производства продукции животноводства и здесь рынок ЕС для органических продуктов из Республики Казахстан, представляется немного трудным. Необходимо разработать правовую базу для органического земледелия. По всем направлениям развития органического земледелия аграрно-политический диалог готов оказать помощь. Стоит отметить, что в рамках проекта было подготовлено исследование о возможностях ведения органического сельского хозяйства в РК, а также представлен опыт Германии и ЕС. Кроме того, по этой теме запланирована командировка для местных специалистов в Германию с целью изучения опыта производства био-продукции ФРГ.
В конечном итоге «чистая» пища из стран ЕАЭС может получить прямой доступ не только к отечественным потребителям, но и занять достойное место на мировом рынке «органики».
Сегодня его емкость оценивают в $100 млрд., а темпы ежегодного роста – в 12-15%. Причем спрос на экологически чистое продовольствие растет в 1,5-2 раза быстрее его предложения, что дает большие возможности тем странам, где есть резерв чистой земли. Потенциал ЕС и США по развитию органического земледелия существенно исчерпан, прирост объемов предложения на рынке возможны в первую очередь за счет России, Казахстана и Украины.
Сегодня в той же РФ начитывается 80-100 млн. га заброшенных угодий, где более трех лет не вносили химию. Они не попадают под правило о двухгодичном «карантине», но значительная их часть уже успела зарасти лесом и будет пригодна для использования только после предварительной подготовки. Быстро ввести в оборот можно только 10 млн. га, но даже этот резерв – колоссальное богатство, учитывая, что сегодня под выращивание органических продуктов в РФ используется около 400 тыс. га, а в мире – 57,8 млн. га.
Если брать Казахстан, то и здесь есть немаленький резерв для производства «органики» – прежде всего в мясном животноводстве из-за огромного количества неиспользуемых пастбищ.
По оценкам экспертов, к 2020 году мировой рынок органической продукции достигнет $200 млрд., и использование такого бесценного ресурса, как чистая от «химии» земля, означает «развитие отрасли, расширение производства, рабочие места, увеличение доходов государства, экономический рост». К тому же природное земледелие – это едва ли не единственная ниша, где фермеры и небольшие предприятия могут конкурировать с агрохолдингами. По данным ООН, при переходе на «органику» продуктивность малых форм хозяйствования повышалась на 116%, а доходность – в 2-3 раза.
Но для того, чтобы органическое направление сельского хозяйства выполняло не только экономическую, но и социальную функцию, государство должно помогать фермерам проходить двухлетний переходной период и процедуру сертификации. Без субсидии или возмещения затрат на сертификацию ярко выраженного эффекта перехода на органику видно не будет.
Потребители
А где же рынки сбыта органической продукции? Не ждет ли нас здесь такой же подвох, как и с «химической» – конкуренция и низкие цены? Среди стран Европы лидером по объему розничных продаж является Германия. Объем продаж в Северной Америке составляет 35 млрд. дол. Здесь доминируют рынки США и Канады, формируя растущий спрос на подобную продукцию. Недостаток предложения наблюдается в секторе органических фруктов, овощей, мяса и молочных продуктов. В связи с этим в этом регионе открываются хорошие перспективы для иностранных импортеров органической продукции. В Азиатском регионе большой спрос на органические продукты питания наблюдается в КНР. Данное явление в основном связано с частыми фактами обнаружения некачественных продуктов питания в поставляемой крупными компаниями мясной и молочной продукции.
Несмотря на динамичный рост органических товаров, данная категория продуктов составляет 1-2% от общего объема продаж продуктов питания. Причина такой ситуации кроется в том, что спрос сконцентрирован в странах Европы и Северной Америки, что составляет 90% мирового объема продаж данной продукции. Несмотря на то, что Азия, Австралия, Латинская Америка и Африка стали крупнейшими производителями органических культур, на их рынках наблюдается низкий спрос. Здесь также имеет важное значение покупательская способность населения.
Вообще мотивы для покупки органической продукции в странах разнятся: в США большинство потребителей покупают органические продукты питания, т.к. хотят быть здоровыми. В Европе потребители больше заботятся об окружающей среде, покупая эти товары, в КНР и в других странах Азии с органическими продуктами связывают высокое качество и более безопасное питание.
Согласно отчету международной организации в мире крупнейшими экспортёрами органической продукции стали Италия, Нидерланды, Испания, США, Франция, Мексика, Канада, КНР.
Несмотря на всеобщее внимание к органическому земледелию и производству в мире, казахстанские производители пока только развивают эту новую отрасль. Сегодня на долю потребления органических продуктов в Казахстане приходится около 0,1% от всех потребляемых продуктов в стране.
По данным Казахской академии питания, норма потребления картофеля на одного жителя республики составляет 100 кг, овощей – 120 кг, бахчевых – 26 кг. При этом ассортимент овощей должен быть весьма широким. Установленные нормы потребления являются минимальными, в наиболее развитых странах производят и употребляют значительно большее количество овощной продукции.
Почвенно-климатические условия Казахстана позволяют производить большие объемы разнообразных видов овощей, бахчевых, а также картофеля, обеспечив тем самым внутренний рынок полностью. Республика имеет большой экспортный потенциал по данным видам продукции.
Овощи в основном употребляются в пищу в свежем виде и после неглубокой переработки. Поэтому большое значение имеет экологичность производимой продукции. Для полноценного, добротного питания, улучшения здоровья народа Казахстана производство натуральных, высококачественных овощей приобретает особую актуальность. Экологически чистая овоще-бахчевая и картофельная продукция вполне может стать брендом государства. Значимость этого возрастает со вступлением Казахстана во Всемирную торговую организацию. В Казахстане органическое земледелие занимает 303,4 тыс. га, произведено около 300 тыс. тонн органической продукции.
В ближайшей перспективе в Казахстане планируется довести объемы производства органической продукции в овощеводстве до 2%, бахчеводстве – до 2,5%, картофелеводстве – до 2,8% от общего валового сбора по стране. Казахстан полностью обеспечивает внутреннюю потребность в картофеле, овощах и бахчевых, имеет место значительное перепроизводство данных видов продукции. И это говорит об экспортном потенциале отрасли.
Казахстанская ниша
Эксперты ФАО полагают, что развитие органического сельского хозяйства в Казахстане рентабельно и принесет тройную выгоду: для окружающей среды, для фермеров и для здоровья населения. Однако сегодня существует ряд барьеров, которые мешают казахстанским фермерам в полной мере пользоваться преимуществами органического сельского хозяйства.
«Поскольку страна не имеет выхода к морю, далека от внешних рынков, а урожайность относительно низка в силу природного состава почв и климатических условий, казахстанцам сложно конкурировать на мировых рынках», – заявил представитель ФАО Джералд Херрманн, который возглавил миссию экспертов ФАО, посетившую Казахстан. Он подчеркнул, что производство органических продуктов питания могло бы принести фермерам значительные доходы, но для этого требуется надежная система сертификации, которая будет пользоваться доверием потребителей и получит признание на международном уровне.
С 2015 года ФАО поддерживает усилия Казахстана по совершенствованию соответствующих нормативных норм и созданию эффективной системы сертификации в стране. Эксперты ФАО полагают, что знания и ноу-хау, накопленные в рамках казахстанского проекта, могут быть использованы и в других странах региона.
Как отмечает доктор сельскохозяйственных наук, член-корреспондент НАН РК Темиржан Айтбаев, в Казахстане как производство, так и рынок экологически чистых продуктов находятся на самой ранней стадии развития. Население у нас имеет ограниченное или не совсем ясное представление о том, что является органическим. Органические продукты в Казахстан импортируются в основном из Европы, что влечет непропорционально высокие цены на них. В то же время в республике имеются все возможности для развития органического сельского хозяйства.
По его словам, органическое сельское хозяйство представляет собой систему производства, которая позволяет избежать или в значительной степени исключить применение химических удобрений, пестицидов и регуляторов роста. В максимально возможной степени экономически целесообразные органические сельскохозяйственные системы основываются на использовании севооборотов, растительных остатков, навоза животных, бобовых культур, зеленых удобрений, биологических методов борьбы с вредными организмами.
Не выплеснуть ребенка
Во всем мире ощущается острый недостаток продовольствия. И здесь для многих стран, которые не обеспечены продуктами питания, не до органической продукции. Очень трудно сочетается отсутствие и недостаток продовольствия для населения планеты и органическое земледелие, при котором производство продукции резко снижается.
– Органическое земледелие не должно быть обособленным, – говорит Айтбаев. – Оно должно органично вписаться в действующий агропродовольственный комплекс, стать его важной составной частью. Не нужно допускать крайностей. На переходном этапе необходимо практиковать традиционно-органическое земледелие. При органическом земледелии прежде всего упор надо делать на местные условия и ресурсы: почвы, климат, традиции (вид продукции, спрос), знания, человеческие ресурсы, сорта (местные), удобрения (местные органические), агротехнологии,
В различных государствах приняты различные названия: природная, экологичная, экологически чистая, фермерская, натуральная, живая, биологическая, органическая, органичная и т.д. Дело тут не в названии продукции, а в ее качестве, натуральности. В органическом земледелии мы должны учесть, что речь здесь идет не только об органической безопасности (экологической чистоты) выращенной продукции, но и о безопасности для окружающей среды – почвы, воздуха, воды, животного и растительного мира. Эти объекты окружающей среды тоже страдают от агрохимикатов.
Сертификация органического земледелия, органической продукции важна, нужна. Однако мы должны работать не только ради «бумаги» (сертификата), которая дает преимущества перед другими производителями и дополнительный доход, но и ради будущего – обеспечения безопасности, чистоты почвы, растений, продукции, для формирования у подрастающего поколения культуры органического земледелия, воздействовать на их сознание.
– В настоящее время мы производители продукции на глазах своих детей льем пестициды на почву и растения, вносим много химических удобрений, – говорит Темиржан Айтбаев. – Ни для кого не секрет, что на овощных полях вносятся до 2 т минеральных удобрений, преимущественно аммиачной селитры, проводят до 10-15 обработок пестицидами против вредных организмов. Лишь бы был вал урожая. Затем продаем. С молчаливой подачи недобросовестных производителей покупатели приобретают напичканную агрохимикатами продукцию. Выращивая и реализуя загрязненные токсическими элементами овощи, по сути, мы совершаем преступление, заведомо нанося вред здоровью человека, и, нередко, вызывая его медленную смерть или делая больным. Потому что овощи, как уже было отмечено, в основном употребляются в свежем виде и все токсические вещества напрямую попадают в организм человека. Покупатель доверяет производителю (поставщику) продукции. Часто у него не бывает выбора, нужно покупать. Поэтому у фермера, прежде всего, должно быть «органическое сердце», «органический разум». Считаю, что органическое земледелие (овощеводство) начинается с головы сознания фермера…
P.S. Такой вот расклад. С одной стороны, мы видим огромные возможности для увеличения фермерского дохода, здоровое питание и хорошая экология. С другой стороны, если мы пойдем по этому пути, нас ждет снижение урожайности, удорожание продуктов питания. Есть ли тут золотая середина? Время покажет, какая она будет в Казахстане.
Справка: 1 доллар = 363.4 тг.
Тимур Туркестанов
Газета «КазахЗерно.kz»