Казахстан: Когда вода дороже бензина…

Новость на Казах-зерно:Хлеб — по 200 тенге за булку, бензин — по 300 тенге за литр… Какие еще антикризисные меры готовит казахстанцам государство?

Впрочем, повышение цен на социально значимые товары имеет как своих сторонников, так и противников. И дело даже не в политике государства, которое приноровилось решать экономические проблемы шоковым путем. Девальвация — так девальвация. Повышение цен — так повышение. И никому нет дела, что зарплаты не растут, а уровень жизни населения падает. Кто-то при этом вспоминает, что социальная поддержка должна быть адресной, оправдывая повышающиеся цены. Однако помощь эта настолько ничтожна, что судить о социально ориентированном государстве можно по одному простому факту — многочисленные сирийские беженцы едут почему-то в далекую их менталитету Европу, а не в духовно близкий Казахстан…

Да, там дорого, но и поддержка государства адекватнее, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz».

Вот и на днях казахстанцев «обрадовали»:  с 25 ноября правительство своим постановлением увеличивает ставки акцизов на отечественный бензин более чем в два раза. Из документа следует, что ставка акциза на бензин вырастет на 6 тыс. тенге и составит 10,5 тыс. тенге за одну тонну вместо прежних 4,5 тыс. тенге.

Такое решение министр национальной экономики Казахстана Ерболат Досаев обосновал необходимостью сокращения маржи производителей ГСМ, которая, по его словам, сформировалась из-за того, что с сентября этого года государство отказалось от регулирования цен на ходовую марку бензина АИ-92/93.

Автовладельцы сразу же заговорили о том, что вместе с акцизами в такой же пропорции вырастут и цены на бензин. Эксперты же разделились во мнении: одни утверждают, что никаких предпосылок для роста цен на топливо нет, равно как и для повышения акциза на нефтепродукты. По их мнению, такое решение правительства вызвано желанием любыми доступными средствами пополнить бюджет.  Другие же считают, что уже в декабре бензин марки Аи-92/93 подорожает — и тут прогнозы существенно разнятся: на сумму от 5 до 150 тенге.

По логике, оптовые поставщики, дабы не усугублять положение недропользователей, должны поднять цены. В случае увеличения стоимости горючего они окажутся неконкурентоспособными на отечественном рынке нефтепродуктов, так как в этом случае бензин казахстанских нефтепроизводителей окажется дороже импортного — российского. Новые ставки акциза на него не распространяются. И тогда может сложиться такая ситуация: импортное топливо заполонит наш рынок и тем самым лишит возможности казахстанских поставщиков реализовать свою продукцию. Таким образом, своим постановлением правительство изначально поставило отечественных и импортных поставщиков топлива в неравные условия.

Однако поднятие ставки акциза рассматривается и нашим соседом по ЕАЭС — Россией. Там свои доводы  и аргументы.

Из чего сегодня оптовая стоимость бензина? Цена недропользователя составляет примерно 61%, на переработку нефти уходит 22% плюс налоги. Это ещё 16%. Остаётся 1% —  доход оптового поставщика.

Новость на Казах-зерно:Тем не менее, нонсенс налицо — нефть дешевеет, бензин дорожает. А в прессу то и дело вбрасывают новости о строительстве в Казахстане четвертого нефтеперерабатывающего завода. Мало того, что бензин дорожает, так его просто еще и не хватает. А отечественные автолюбители предпочитают заправляться на российских АЗС, если есть такая возможность — из-за более высокого качества топлива.

А вот мнение российских аналитиков: «Бензин в России должен стоить сто рублей за литр. Дешевое топливо и отношение к автодорогам как к общественному благу тормозят развитие экономики, порождают пробки и экологические проблемы. А если общество видит в этом социальную проблему, ее можно решить при помощи адресных субсидий, а не поддерживать до бесконечности неэффективное перераспределение».

Можно с этим согласиться отчасти. Что мы видим сегодня в экономике того же сельского хозяйства? Бесконечные субсидии. Сначала на посевы, потом на ГСМ, потом на пестициды и гербициды, потом снова на ГСМ — для уборки. А потом приходим в магазин, и нам говорят, что хлеб подорожал и субсидировать его государство более не намерено. И советуют покупать граммами — как в блокадном Ленинграде.

Большинство отечественных автовладельцев верят в миф о том, что бензин на внутреннем рынке стоит дешево, потому что Казахстан — нефтедобывающая страна. Мол, Европа нефть импортирует, поэтому и бензин там такой дорогой. Экономической логики в этом нет никакой, в большинстве стран цена бензина в очень значительной степени предопределена особенностями налогообложения. По сути — общественным договором: какая доля личных бюджетов будет уходить на транспорт, в какой степени граждане будут пользоваться общественным транспортом, а в какой — личным, насколько будут загружены дороги, сколько тратить на их ремонт и строительство, каково будет загрязнение окружающей среды и т. д.

Главный инструмент здесь акцизы. Самые высокие в Израиле — чуть больше $1 (63% от розничный цены бензина), а самые низкие — в Венесуэле, Катаре и Саудовской Аравии, где бензин даже субсидируется. В Европе акцизы тоже составляют 40-60% стоимости и доходят до $0,88 за литр в Великобритании. В странах победнее они ниже, но не сильно, а, например, в Греции акцизы выше, чем во Франции ($0,74 и $0,68). В России же акцизы на «Евро-5» сейчас находятся на уровне $0,09.

— Розничное ценообразование бензина везде в мире почти исключительно политическая история, — считает Константин Симонов, директор российского Фонда национальной энергетической безопасности. — Говорить, что низкие цены — абсолютное благо, не совсем корректно. Вот взять, например, ту же Венесуэлу, где самый дешевый бензин в мире. Власти его субсидируют, потребители довольны, но дороги в стране от этого лучше не становятся. Россия большая страна, и, понятное дело, позволить себе такой популизм она не может.

Во многих же азиатских странах рост потребления бензина привел к тому, что расходы на субсидирование топлива резко увеличились, а покрывать их можно только за счет роста внешнего долга страны. Неудивительно, что в Индии от таких субсидий начинают отказываться, как и в Малайзии, Индонезии и Китае. Не говоря уже о том, что низкие цены на бензин во многих городах третьего мира провоцируют настоящую экологическую катастрофу. Каракас, например, давно превратился в место, где нужен противогаз,- тамошние дороги оккупированы автохламом, отправленным на помойку в США еще лет 20-30 назад.

Повышение Казахстаном акцизов на бензин в два раза означает существенный приток средств в бюджет. А вот куда они потом из него пойдут? Раньше мы неоднократно наблюдали рост акцизов на спиртное, табак. Где эти средства? Кто стал жить лучше за счет налогоплательщиков — здравоохранение или спорт. Нет. На фоне дороговизны и падения доходов мы лишь наблюдаем на прилавках контрафакт — дешевый и небезопасный для здоровья. То же самое стоит ожидать и от бензина и рынка ГСМ.

Новость на Казах-зерно:В то же время эксперты оценивают, что рост цен приведет к снижению потребления, росту экспорта. Остается только надеяться, что правительство не придумает, как потратить свалившиеся от акцизов средства на очередное ЭКСПО, а пустит их действительно на социалку. Те же пенсии, пособия, дороги хотя бы.

Можно сказать, что высокие акцизы — это роскошь, которую могут себе позволить только богатые страны. Это не так: высокие акцизы установлены и в развивающихся странах. Понятно, что это снижает покупательскую способность. Так, например, в Венгрии на среднюю месячную зарплату можно заправить 17 баков объемом 60 л (данные из рейтинга globalpetrolprices.com), в Турции — 9 баков, а в Дании — 70 баков. В России доступность бензина позволяет заправить 27 баков.

Меньшая доступность, правда, не означает, что население резко становится беднее. Подорожание бензина до 200 тенге за литр может быть с легкостью компенсировано переходом на более экономичные автомобили — малолитражки или с дизельным двигателем. Это побудит владельцев автохлама быстрее избавиться от своих неэкономичных «Жигулей», что значительно улучшит экологию, ускорит развитие инноваций в отечественном автопроме и снизит количество пробок. А может еще и привести к сокращению технологического процесса в сельском хозяйстве. Достаточно вспомнить прошлый год, когда для просушки зерна сжигали солярку тоннами. А потом снова просили у правительства выделения льготных ГСМ.

Между прочим, в СССР на среднемесячную зарплату можно было заправить всего 7,5 бака (120 руб., 40 коп. за литр). Да и по прочим параметрам владение машиной обходилось значительно дороже, чем сейчас. Аналитики говорят: повышение стоимости топлива приведет к тому, что те, чье время дешево, будут выезжать на личном автомобиле значительно реже. А те, кто зарабатывает больше, кто платит больше налогов, создает больше добавленной стоимости и рабочих мест, потеряют меньше драгоценного времени. Связанный с этим рост ВВП опосредованно — через рост спроса на рабочую силу — приведет к росту доходов всех, а не только самых обеспеченных. Обычно при росте ВВП снижается и неравенство. Явный выигрыш для экономики, бюджета, а, следовательно, и для всего общества. Постулат спорный, но имеет право на существование.

Повышение акцизов не вынуждает потребителей отказываться от автомобилей. Исследования, проведенные в Турции, где был очень серьезный рост акцизов, показывают, что главная реакция потребителей состояла в том, что большинство из них перешли на дизель, то есть купили более экономичные автомобили. Дороги в Турции, кстати, отличные и строятся очень быстро (в том числе довольно дорогостоящие сооружения вроде тоннелей в горах). В том числе турки уже строят дороги в Казахстане.

Обратный эффект высоких акцизов — разрастание черного рынка бензина, подпольное производство и контрабандный ввоз топлива. В Сингапуре, кстати, с этим борются так: при выезде из страны в баке должно быть не менее ¾ бензина, чтобы не заправлялись дешевым в Малайзии. Еще одно последствие — увеличение числа мопедов на дорогах и смертельных ДТП, связанных с ними.

Высокие акцизы — это еще и инфляция. По оценкам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, транспортная составляющая в цене любого товара, перевозимого автомобилем, достигает 10-15%. То есть при повышении цен на бензин на 35% товары в магазинах подорожают на 4%. Грубо говоря, стоило молоко 40 руб., а будет — 42 руб. Оценка РТС явно завышена. По данным агентства «Автостат», в 2014 году россияне заплатили за автомобильное топливо 2,7 трлн руб., то есть 4% ВВП, — приблизительно столько и составляют топливные издержки в товарах.

Когда-то мы возмущались, что в некоторых магазинах вода стоит дороже бензина, бананы дешевле картошки, хлеб — практически ничего. Совсем скоро ситуация, стараниями родного правительства, изменится. И, как вы понимаете, дорогим станет все.

Справка: 1 доллар = 307,21 тг, 1 рубль = 4,67 тг.


Александр Томилин

Газета «КазахЗерно.kz»


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

  1. патриот

    В сельском хозяйстве — за 20 лет не смогли создать логистику продвижения сельхозпродуктов. ПОЗОР!!!!

    Ответить
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля