Казахстан: Есть опасно

Казахстан: Есть опасно

Инфляция  подбирается к кошелькам казахстанцев, превращая серьезные деньги в смешные.

Еще вчера, покупая некоторые продукты питания намного дешевле, никто не воспринимал слова «продовольственная безопасность» всерьез. Сегодня же ситуация приводит к новым осознаниям. В этом месяце казахстанцы столкнулись с  подорожанием круп, овощей и фруктов. За несколько дней цены на такой вид продукции, как гречневая крупа, часто используемый обычными гражданами как индикатор инфляции, повысились в среднем на 12%. Рост цен наблюдается также  и на другой ассортимент овощных лавок и отделов с крупой в отечественных магазинах.

Что мешает сдерживать  удорожание продуктов питания?  Как должен решаться вопрос продовольственной безопасности страны?  Ответы на эти и другие вопросы искала редакция «Бизнес & Власть».

Владимир Кожевников, исполнительный директор Молочного союза Казахстана

Очень сложно бороться с подорожанием продуктов питания. Инфляция, которую мы сейчас ощущаем, стала следствием проведенной ранее девальвации. Что касается нас, то мы при производстве закупаем в долларах много оборудования, упаковки, комплектующих материалов. Все  это сказывается и на ценах самой продукции.

В разработанной правительством программе «Агробизнес-2020», где мы тоже принимали участие, поставлены хорошие индикаторы и инструменты, с помощью которых можно реализовать поставленные задачи. Теперь самое главное, чтобы все это было  профинансировано. Если мы эту программу реализуем и если она не останется только на бумаге, как те программы, которые были до этого, то к 2020 году сможем обеспечить продовольственную безопасность по молоку. Строительство 2 тыс. ферм, которое предусмотрено в программе, даст нам прирост молока на 1 млн тонн. Таким образом, мы сможем покрыть тот дефицит, который сегодня имеем,  и, полностью загрузив наши мощности, обеспечить молочной продукцией всю страну.

Мы, как участники рынка, принимая участие в разработке программы «Агробизнес-2020», мониторили ситуацию, которая складывается в отрасли, информировали о ней правительство, потом выстраивали индикаторы, в каком направлении нам нужно идти и какой отметки нужно достичь.

Помимо «Агробизнес-2020», есть Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, где также расписаны индикаторы, конкретные проекты, куда тоже закладываются деньги. Это тоже государственная поддержка нашего бизнеса, которая должна обеспечить не только продовольственную безопасность, но и развитие производства в целом.

Раимбек Баталов, глава Raimbek Group
 
Все упирается в конкурентоспособность. Мы должны определиться, что для нас действительно важно – сохранить отечественных производителей или говорить, что у нас совсем либеральный рынок. Пока же мы видим следующую динамику – наша доля с началом  работы Таможенного союза, а теперь еще и Евразийского экономического союза заметно сокращается. Есть государственные программы по поддержке сельского хозяйства, но  вопрос эффетивности этих программ до сих пор открыт. А именно — как государственные деньги доходят до конечного потребителя, то есть представителей малого и среднего бизнеса?

Мы, как участники рынка, пытаемся показать, что уровень сельскохозяйственной поддержки в Казахстане не такой высокий по сравнению с соседними странами. У нас очень пассивное отношение к падению доли местных предпринимателей на рынке.  Например, в Германии, если доля немецких производителей упадет на 2-3%, это будет обсуждаться на государственном уровне. А если у нас доля упадет на 10-20%, то считается, что ничего страшного не произошло.

Есть и другие проблемы, например, вопрос мониторинга рынка. Со стороны бизнеса он производится, а вот со стороны министерства — нет. Сейчас мы пытаемся поднять эту проблему   через нашу отраслевую ассоциацию в Национальной палате предпринимателей. Несомненно, многое делается  благодаря палате, тем не менее не всегда так, как хотелось бы. Поэтому отмечу, что необходим также отраслевой анализ. Причиной его отсутствия является то, что со стороны государства нет фокуса на ключевые показатели проблем сельского хозяйства.

Бахытгуль Ельчибаева, исполнительный директор Фонда местных сообществ Енбекшиказахского района

Новость на Казах-зерно:Я думаю, что повышение  цен связано с тем, что маленькие крестьянские  хозяйства находятся в очень нехорошем финансовом состоянии. Сельчане, которые занимаются производством продуктов, работают на маленьких площадях земли, это 5-10 га, поэтому крупные компании с ними не сотрудничают.

Фермеры, с которыми мы работаем, часто говорят, что, даже если они смогут вырастить продукцию, им негде ее сбывать. У них нет гарантий и уверенности в том, что их продукт будет куплен. Поэтому сейчас самое главное — заботиться о   мелких крестьянских хозяйствах посредством их объединения. Нужно дать им рычаги и механизмы, благодаря которым они сами смогут работать и выращивать продукцию.

Сейчас же у нас такая ситуация: если ты вырастил продукт, то должен  продать его сегодня же, так как нет крупных овощехранилищ или закупочных пунктов. Недавно я слышала, что их строят в районе Капшагая, но там фермерских хозяйств, которые выращивают овощи, считаное количество. Фермеры, у которых нет возможности сохранить свою продукцию в качественном виде, должны продавать ее посредникам. И эти посредники делают на марже немалые деньги. Государство тоже не может уделить внимание каждому фермеру, у которого за спиной только 5-10 га земли. Поэтому, я думаю, что фермерам нужно объединиться и только потом идти на контакт с правительством. Здесь также многое зависит от желания самих фермеров объединяться. Пока люди боятся это делать. Заставлять их объединиться тоже нельзя, так как это их собственность. Поэтому мы хотим на собственном примере показать им, насколько выгодно работать вместе.

Маншук Жексенбекова, директор частной агрофирмы «Тургень»

Подорожание цен связано, во-первых, с неблагоприятными погодными условиями: везде была засуха, из-за погодных условий многие не смогли собрать урожай. Во-вторых, стоит учитывать физическое и моральное истощение технического арсенала: тракторы и комбайны, которые сейчас используются крестьянами, устарели. Они физически не могут вовремя все производить и собирать.

Что касается импортных товаров, то наверняка есть проблемы с транспортировкой и логистикой. Относительно продовольственной  безопасности —  в этом плане мы продвинулись недалеко. Пока это больше на уровне лозунгов. Тем не менее правительством разрабатываются программы, предоставляются различные преференции, льготы для сельхозпроизводственников. Но проблема в том, что далеко не каждый крестьянин знает о них. Думаю, это происходит, потому что правительство работает недостаточно хорошо, чтобы донести до фермеров эту информацию. Даже если люди узнают в итоге про существующие виды господдержки, то зачастую это происходит поздно.

Томас Сприн, профессор факультета экономики сельского хозяйства Университета Флориды США

Подорожание сезонных продуктов — помидоров и огурцов — это закономерность. Другой вопрос, что в вашей стране часть продуктов питания импортируется. Поэтому  девальвация напрямую будет влиять на стоимость этой продукции. Наше же содействие в проекте по развитию сельского хозяйства в Казахстане направлено как раз на повышение местного производства, поскольку развитие казахстанского агросектора поможет снизить стоимость продукции. Не стоит  забывать и про зависимость от внешнеполитической ситуации в России. Надеюсь, скоро конфликт на Украине придет к своему завершению и напряжение спадет, что снизит ограничительные действия, примененные к российской стороне.

В целом, я думаю, ваше правительство осознает, что у Казахстана очень хороший потенциал сельского хозяйства. Вы часто организовываете различные форумы и приглашаете иностранных специалистов этой области для развития отрасли. Однако зачастую вашим фермерам не хватает подробной информации о государственных программах по поддержке сельского хозяйства, достоверных и безопасных способах увеличения урожайности.

Учитывая, что прошло не так много времени, с тех пор  как вы перешли от плановой экономики к рыночной, понятно, что обеспечение продовольственной безопасности займет какое-то время. Хотя бы для того чтобы маленькие фермеры наконец сориентировались в новых условиях.

Для справки: по данным продовольственной и сельскохозяйственной организации при ООН, ежегодно 1,3 млрд тонн продовольствия производится впустую.  Одной из причин является то, что производителями используются неэффективные производственные модели.


Асель Сейдахметова


admin
с автором можно связаться по адресу: [email protected]
Оцените автора
КазахЗерно
Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля